Харьковская область избавляется от наследия Холодной войны. В регионе инспектируют защитные сооружения времен Советского Союза

По оценке специалистов, около четверти таких сооружений придется списать - настолько сильно они разрушены временем. Убежища, состояние которых позволяет укрыть в них людей, оставят на случай техногенных и природных катастроф
Период массового строительства убежищ приходится на шестидесятые- семидесятые годы. В самый разгар холодной войны - противостояния СССР и США - укрытия от ядерного оружия росли, как грибы после дождя. В каждом крупном городе создавались сотни объектов гражданской обороны.
В ту пору в мире буквально царила ядерная истерия. В СССР появился термин «гражданская оборона». Что делать в случае нанесения ядерного удара говорили по радио, печатали на плакатах, учили уже в младших классах школы.
С развалом Советского союза закончилась и Холодная война. Наступила обратная реакция - сегодня в возможность ядерной войны мало кто верит.
Тем не менее, инструкций той поры никто не отменял - объекты гражданской обороны по прежнему на особом счету. Вот только состояние убежищ сильно разнится. Где-то укрытия сохранились хорошо, их регулярно обновляют, ремонтируют. Одно из таких - бывший запасной командный пункт в районе Пушкинской.
В убежище смонтирована дизельная установка, вентиляторная система с фильтрами, система связи, резервное хранилище воды. В отдельном помещении - склад противогазов, сменных фильтров, защитных костюмов. Здесь его хранят, что называется, «на случай ядерной войны». Все оборудование - 60-х годов, но в полной готовности. Съемочной группой «Объектив-недели» проверено - работает.
Сколько еще таких убежищ в хорошем состоянии - сейчас сказать сложно. За годы Независимости многое изменилось, говорят специалисты по гражданской обороне. В стране часто находится более важные цели для финансирования, чем подземные укрытия. Да и за сохранностью объектов следить трудно. На месте старых домов с бомбоубежищами выросли новые многоэтажки, исчезли предприятия, которые владели укрытиями.
Для инвентаризации всех объектов ГО в области создали специальную комиссию во главе с первым вице-губернатором. Специалисты осматривают все без исключения убежища, что есть в области. Решают, можно ли их восстановить, или укрытия безвозвратно утеряны для гражданской обороны.
К примеру, одно из защитных сооружений, построенных в 60-е годы - здесь могло находиться до 1500 человек. Спустя время бомбоубежище обветшало и теперь здесь не то, что людей укрывать - находиться страшно. Между тем, его чудесно можно использовать для хозяйственных целей - например, разводить рыбу.
В области, таких заброшенных убежищ как это - примерно четверть. Специалисты поясняют: содержать объект ГО не всякому предприятию нынче по карману. Потому, часто руководители предпочитают «забыть» об укрытии - пустить дело на самотек.
Снять с учета такое укрытие не так просто. Нужно предоставить техпаспорт объекта. А его попросту нет, говорит начальник областного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Владимир Фадеев - убежище-то секретное, режимное. Есть только карточка в штабе ГО - с адресом, вместимостью и номером. За разъяснениями специалист не раз ездил в Киеве. Оббивал пороги министерских кабинетов.
Пока в Кабмине готовят разъяснения, специалисты продолжают обследовать убежища. Работы на полтора года как минимум - проверили пока чуть более трети объектов. Когда комиссия закончит проверку, можно будет рассчитать, сколько укрытий и какого типа нужно региону. Какие бомбоубежища времен Холодной войны оставить, а какие - ликвидировать.
Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.
Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.
По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией