Масленица: украинские традиции и обычаи
Этот праздник еще называют сырной седмицей или масляной неделей. Он пришел еще из времен языческих обрядов, прижился в период обращения в христианство и почитается по сей день
В Украине традиционно Масленица празднуется пышно, событийно. Каждый день Масленицы имеет свое значение и на каждый день приходятся какие-то определенные события. Всю неделю делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, а Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В старые времена первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица.
Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, имеет языческие корни. Древние славяне прощались с зимой, совершали обряды, обеспечивающие благосостояние и плодородие. Эти обряды были обращены к женскому божеству, Ладе, которая, по мнению древних, дарило жизни и Велесу (Власию), который считался божеством процветания, достатка и скотоводства.
С принятием христианства народ не смог отказаться от этого веселого замечательного праздника, и священнослужителям пришлось отредактировать некоторые моменты праздника, в том числе его продолжительность. Теперь Масленица проходила всего неделю и была переходом от достатка к строгому семинедельному посту. Ранее Масленицу праздновали в день весеннего солнцестояния, теперь же ее дата стала зависеть от срока Великого поста, сообщает Украинский интернет-портал.
В первый день Масленицы из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело большой толстой бабы, которое насаждали на кол и ставили на главной площади города или села.
Второй день в народе называли Заигрываниями: на гулянья выходила молодежь, народ начинал активно ходить друг к другу в гости. Парни приглашали девушек покататься на санях под упорный звон бубенцов или спуститься с ледяной горки — одним словом, заигрывали с красавицами. Также в этот день происходили смотрины невест, так как все обряды Масленицы, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу. В семьях готовили пирожки и вареники с творогом, клецки из творога, оладьи. Замужние женщины вновь собирались на посиделки и веселились.
А на улицах, как и в Святки, ходили ряженые, начинались веселые театральные представления (балаганы). Везде шум, гам и смех. Оно и не удивительно, ведь в народе бытовало мнение, что самым богатым в наступающем году будет тот, кто смеется громче всех. А потом все дружной толпой отправлялись кататься на санях.
По тому, как человек спускался, люди судили о судьбе, которая ему уготована. Например, если съезжаешь с горки благополучно, то и следующий год будет хорошим. Чем дальше проедешь — тем дольше твоя линия жизни. На катание брали с собой и детей — чтобы те удачно «въехали» в жизнь.
Третий день — Лакомка. Считалось, что на Масленицу, а особенно в среду-сладкоежку, нужно съесть столько блинов, сколько душа пожелает. Поэтому в каждом доме накрывали богатый стол. Особенно готовились тещи, ведь именно в этот день к ним в гости просто обязаны были заглянуть зятья (в том числе и будущие, которые уже получили родительское благословение на заключение брака). Обычно для угощения готовили и блины, и вареники, причем с разной начинкой. А когда зять садился за стол, теща не спускала с него глаз. И вовсе не потому, что невзлюбила. На самом деле женщина думала, каким окажется муж ее дочери. В народе верили: если человек выбирает блины или вареники с соленой начинкой, значит он упрямый и с гонором. А если сладкими лакомится, то нежно и ласково станет обращаться со своей жена. Радовались тещи и в том случае, если зять много ел - не ленив, значит, трудолюбивый, за ним дочь будет как за каменной стеной.
Четверг — Разгуляй. С четверга начиналась Широкая Масленица, работы по хозяйству прекращались, а празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые сопровождались поеданием блинов и всевозможных блюд. Смысл Широкого Четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Пятница — Тещины Вечеринки. Еще в четверг вечером зять обязан был зайти к теще, поклониться ей в пояс и позвать к себе на блины. А утром с этой же целью в дом тещи он посылал «зазывал» — в основном своих молодых родственников и друзей. Причем, чем большее количество людей приглашало тещу, тем лучше — все это символизировало почет и уважение зятя и его любовь к жене. В этот день теща со своими подругами и родственниками приходила с визитом в гости к зятю на блины, а блины в этот день пекла уже ее дочь.
В этот день особое внимание уделяли и молодоженам. По традиции они, нарядившись, выезжали в свет, наведывались в гости ко всем, кто побывал у них на свадьбе, а потом торжественно под песни и шутки съезжали с горы на санях. Кстати, вечером происходило и еще одно обрядовое катание. Зять обязан был выполнить свой святой долг — прокатить довольную и сытую тещу улицами села или городка.
Те мужчины, которые были заинтересованы в хороших отношениях с тещей, мчались на санях с ветерком, с гиканьем, выбирая ровную дорогу. А те, кто не боялся с тещей поспорить и высказать свое несогласие, пытались прокатиться по плохой дороге — с выбоинами. Справедливости ради, следует заметить, что на такой поступок мало кто из зятьев решался. Ведь самое главное — это мир да лад в семье.
Суббота — Золовкины посиделки. Масленица — праздник, укрепляющий семью. Поэтому вспоминали и еще об одной родственнице (если, конечно, таковая была) — о сестре мужа. Для нее готовили специальный подарок и в субботу звали в гости на блины, чтобы вручить презент. А еще в субботу вечером происходило главное действо Масленицы — сжигание чучела зимы. Наши предки считали огонь на Масленицу почти волшебным. Например, сжигая зиму, в разгоревшийся костер бросали старые вещи, а вместе с ними символически и все неприятности в прошлом году. Согласно поверью, огонь своей магической силой очищал человека от горя и негатива. Потом пепел от костра развеивали по полю — это предвещало хороший урожай.
Воскресенье — Проводы Масленицы или Прощеное воскресенье. В этот день нужно было обойти всех родственников и знакомых, и попросить у них прощения за умышленные или бессознательные обиды, чтобы уже на следующий день начать Великий пост с миром в душе. При встрече с человеком следует троекратно поклониться и испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чем я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю», - таким был ответ. В знак примирения обязательно нужно было трижды поцеловаться.
В этот день ходили и на кладбище, чтобы помянуть близких и оставить на могилах блины. А вечером семья снова собиралась за большим столом. Главное блюдо, как ни странно, уже не блины, а вареники с творогом и сметаной. Учтите, сыр с последнего вареника считался магическим. По поверью, тот, кто сумеет сохранить его до Пасхи, сможет видеть домовых и ведьм. После ужина осуществляли еще один интересный обряд — полоскание зубов. Бытовало мнение, что если не сделать этого в конце Масленицы, черти потихоньку будут получать из десен крошки сыра, причем до тех пор, пока не вытянут вместе с зубами.
Гадания на Масленицу
С наступлением темноты девушки начинали блинные гадания. Каждый желающий должен был выйти на улицу с блином в руках и, набравшись смелости, спросить у первого попавшегося мужчину, как его зовут. У жениха будет то же имя, что и у прохожего, и красивый (или некрасивый) он окажется таким же, как и этот случайный прохожий.
Вот тут начинается самое интересное. Если внешность первого встречного и его имя устраивали девушку, то блин принадлежало отдать прохожему, если же нет - надо было быстро съесть блюдо самой. Ближе к ночи девушки отправлялись спать и пытались до утра не забыть то, что им привиделось во сне.
Считалось, если красавице приснится, что она ест блин, то ее ждут удача и успех среди парней. Если печет его, то в доме будет царить благополучие в течение долгого времени. Еще можно втайне от мамы поставить на ночь под кровать сковороду, на которой на масляный недели пекли блины, и сказать: «Суженый-ряженый, приходи к теще на блины». Кого во сне мама угостит блинами, тот и будет женихом ее дочери.
Также по первому испеченному блину на масленичную неделю судили о том, что ожидает семью в течение года до следующего Масленицы:
• Если блин легко перевернулся — в этом году предполагается замужество.
• Если блин пристал к сковороде — еще 3 года в родительском доме сидеть.
• Ровные края у блина — замужество счастливое будет.
• Края неровные, рваные — подумать стоит, за того ли замуж собираетесь.
• Если в середине блин пригорел, муж будет верен. Если пригорели края — на соседок заглядываться станет.
• Сколько дырочек в блинах — столько детей по лавкам.
• Хороший румяный блин — здоровье крепкое будет, а бледный — к болезням.
• Тонкий блин — к легкой жизни, а толстый — к труду.
Читайте в разделе «Общество»:
- 11 января, 14:41 В Украине могут законодательно ограничить ведение программ и передач политическими деятелями
- 11 января, 14:21 Харьковчан приглашают на мастер-классы от участников вертеп-феста
- 11 января, 14:14 Под Харьковом грузовик столкнулся с пассажирским автобусом: есть жертвы
- 11 января, 13:31 Суд по делу зам мэра Запорожья перенесли
- 11 января, 13:25 Харьковчан просят выбрасывать елки в отведенных местах
- 11 января, 12:36 Учителям повысили зарплату
- 11 января, 11:55 В следующую среду в Харькове завоют сирены. Горожан просят сохранять спокойствие
- 11 января, 11:09 Захват «Укрпочты»: Апелляционный суд оставил Безуха в СИЗО
- 11 января, 10:49 Патрульные продолжают выявлять нетрезвых водителей
- 11 января, 10:42 На Одесской при пожаре погибла пожилая женщина
Комментарии:
#10 эрдоган, на пожелания турецкого фашиста отвечу только дулей в нос и словами: "Твоё же да к тебе повернётся!"
и мы тоже русские! в нашем родном Харькове!
а весь укробред свидомые пусть себе в дупло вставят
— Вы слушали эти пластинки? — спросил меня Сталин.
— Нет, не слушал, у меня нет патефона.
Через час после того, как я вернулся от Сталина, мне домой принесли патефон...».
Фильм «Щорс» вышел на экраны в 1939 году, в 1941-м режиссер получил за него Сталинскую премию первой степени.
В газете «Харьковский рабочий» Довженко рассказал о встрече со Сталиным. В ней приняли участие Калинин и секретари ЦК КП(б) Украины Косиор и Постышев.
«Товарищ Сталин просто, тепло и задушевно говорил со мной про работу над фильмом о Щорсе. Он дал серию ценных и важных указаний... Особо Сталин указал на необходимость использовать в фильме богатый материал народных песен. Он сказал о народных песнях, записанных уже на граммофонные пластинки.
— То, что мы делаем, так же бессмертно, как и Сталинградская битва, так же неизмеримо, как наша победа.
Это давняя мечта человечества. Угаснут грозные бури, засуха, облагородится климат, и мы войдем в БЕССМЕРТИЕ, красивые, как и дело наших рук. Тридцать миллиардов деревьев, что посадим мы по плану вождя— вот исторический ответ, который дает сегодня коммунизм анархическому капитализму-растлителю.
Это поистине географический труд. И если есть разумные существа на других планетах, то и оттуда увидят они в свои телескопы наш Сталинский знак на Земле.
Восемьдесят тысяч колхозов СССР!"
Надо создать образ живой. Внутреннюю сущность вождя — творца добра, который может..., отца доброго, высокого интеллектуала, несущего счастье народам и несущего вместе с тем свою скорбь, а не только повеления.
Надо выразить необъятность его гения творческого в творчестве, а не в чиаурелиевском поведении окружающих его соратников, а творчество трудное; и не надо забывать, что великие творцы — всегда великие мечтатели. Одним словом — в порошок стереть.
Великий преобразователь мира над картами преобразований, над планами, у глобуса на совещании страстных океанских душ своих ученых соратников и в поле, где-то в тишине, один в прекрасное утро нашей родины.
Одна из дневниковых записей Довженко о Сталине из первой полной научной публикации дневниковых записей Александра Петровича Довженко за период с 1939 г. по 1956 г.:
Образ т. Сталина в фильме надо раскрепостить от той тяжелой скованности, в которую загнал его Чиаурели в своих картинах. Надменность и жестокость Чиаурели, соприкоснувшись с образом великого человека, высушила, охладила образ, вынула из него живую душу великого труженика, отца и друга, и защитника трудящихся. Образ параден, официален, неприступен и сух. Чиаурели боится образа и внушает боязнь зрителю. Он не дышит перед ним. Для него Сталин не учитель, а высокое начальство*.
#7Добрый фей
В таком случае,ты не будешь ,надеюсь ,против если я пожелаю столько добра твоим детям внукам и
правнукам, сколько сделал сталин народу Украины...желаю
#8 Феликс, тогда тебе должно быть много лет, а ума ни хрена нет.
Однако, судя по современому нацюково-майданому словечку "Дедывоевали" (которе тебя и выдало), то ты полуграмотный нацюк без мозгов и без возраста.
Ни один уважающий себя человек не будет так пренебрежительно отзываться о реальных заслугах своих дедов.
Добрый фей
сегодня, 19:54
Ничего подобного. Дедывоевали, но бабушка действительно многим успела поделиться, она ведь родилась еще до роволюции.