Мама Арсения Яценюка рассказала о семье, детстве политика и его способностях
В преддверии Дня матери «ФАКТЫ» навестили родителей Арсения Яценюка и расспросили, каким был их сын в детстве
Пожалуй, одной из главных интриг предстоящей президентской избирательной кампании станет участие в ней молодого (по возрасту) и опытного (по количеству и значимости занимаемых постов) политика Арсения Яценюка. Бывший министр экономики Крыма, исполняющий обязанности главы Нацбанка, министр иностранных дел Украины, Председатель Верховной Рады, а ныне - народный депутат и лидер инициативы «Фронт перемен» Арсений Яценюк готовится отметить в мае 35-летие, а затем, судя по всему, составить достойную конкуренцию традиционным кандидатам на высший государственный пост. «ФАКТЫ» задались вопросом: в чем секрет воспитания, в какой атмосфере рос будущий политик? И в преддверии Дня матери навестили отчий дом Арсения Петровича в Черновцах, откуда родом молодой политик и где до сих пор проживают его родители.
С родителями Арсения Яценюка я встретилась в Вербное воскресенье в их трехкомнатной квартире обычного старого дома в центре города. Мама, Мария Григорьевна, преподаватель французского языка, отказалась отвечать на мои вопросы, пока я не подкреплюсь кофе и ее фирменными налистниками. А также не пообещаю, что после нашей беседы составлю им с мужем компанию в церковь - ведь нужно обязательно посвятить вербу! Пока варился кофе, я рассматривала квартиру: скромная мебель, купленная еще в советские времена, иконы в вышитых рушниках на полках, деревянный крест на стене. И, конечно, фотографии детей и внуков, бережно спрятанные под стекло серванта. На одном снимке Арсений Петрович в обнимку с дочками расплывается в блаженной улыбке...
Отец, Петр Иванович, кандидат исторических наук и в недалеком прошлом - заместитель декана исторического факультета Черновицкого университета, волновался и поначалу был немногословен, но не без гордости показывал мне десятки публикаций о сыне и фотографии из семейного альбома. Маленький Арсений на лыжах, на утреннике, с собакой и котом, с бабушкой и дедушкой в Коломые...
«Даже когда ходить в церковь, крестить детей и святить пасхи не разрешалось, мы все равно это делали»
- Я всегда относилась к детям строго и требовательно, - говорит Мария Григорьевна. - Потому что хотела, чтобы дочь и сын были лучше, чем они есть, чтобы они много читали, постоянно росли как личности, прекрасно знали литературу, культуру, историю.
- А незнание порицалось сурово?
- Знаете, наказывать сына не приходилось, потому что Арсений повода-то и не давал. Дома мы стремились много общаться с детьми...
- Насколько ваши отношения с родителями похожи на отношения в вашей семье?
- Я с двумя сестричками и братиком росла в любви и нежности. На нас родители, к сожалению, уже покойные, никогда не кричали, не били. Сначала мы, дети, спали вместе на печке, жили не бедно. Но когда коммунистическая власть у нас все забрала, пришлось переехать в город. Жили все в одной квартирке. Сызмальства нас приучали быть ответственными. И у родителей это хорошо получалось. Например, в школе я старалась быть первой во всем: здание еще закрыто, а я уже сижу под дверьми и жду учителей.
Мои родители родом из села в Ивано-Франковской области. Когда мне было около 10 лет, папа и мама переехали в Коломыю. Материальным достатком похвастаться наша семья не могла, но зато душевного богатства хватало на всех.
- А я никогда не забуду, как носил отцу на завод обеды, - делится своими воспоминаниями Петр Иванович. - Жили мы в Костриживке, под Черновцами, мой отец - как и большинство мужчин из поселка - тяжело работал машинистом, потом начальником депо на сахарном заводе, чтобы содержать нас с мамой и братом. Мама вела домашнее хозяйство. У отца на заводе было правило: нельзя ни на секунду опаздывать с обеда, иначе строго наказывали. И вот мама готовила «тормозок», затем собирала меня, и я несся на завод, чтобы вовремя принести горячий обед.
- Когда я только пришла в семью Яценюк, они сразу меня окружили уважением и любовью, - рассказывает Мария Григорьевна. - До последних дней обращались ко мне исключительно на «вы» - такие были интеллигентные люди!
А еще в нашей семье всегда очень уважали традиции! Даже когда ходить в церковь, крестить детей и святить пасхи не разрешалось, мы это все равно делали. Причем не из чувства противоречия, а по причине абсолютной убежденности в своей правоте. Ведь моя покойная мама была глубоко верующей женщиной, каждый день по полчаса молилась. Я переняла ее отношение к вере, а потом и мои дети, которые одно время жили у бабушки. Ведь что такое вера в Бога? Это, прежде всего, никому не делать зла. Я часто это повторяла и Арсению, и Алине. Поэтому в нашей семье Рождество и Пасха всегда были большими и долгожданными праздниками, отмечать которые до сих пор по возможности собирается вся семья. Правда, сейчас мы стараемся навещать детей и внуков.
- А за кем у вас в семье последнее слово? Кто лидер? Я так понимаю, что сына вы, Петр Иванович, назвали тоже не так, как договорились с женой?
Петр Иванович: Да, я в загс ходил трижды! Сначала хотели назвать Романом, позже - Игорем, а потом я увидел книжечку с именами, полистал, и мне очень понравилось имя Арсений, хотя тогда, 35 лет назад, оно редко встречалось! Так и записали... А позже выяснилось, представляете, что сын родился 22 мая, а 21-го - день Арсения. Но я ведь тогда не знал этого! То ли совпадение, то ли так действительно было угодно Богу.
«Рецепт дружной семьи всегда замешан на любви»- Мария Григорьевна, знаю, что с будущим мужем вы познакомились во время танго. Как Петр Иванович ухаживал?
Мария Григорьевна: Пригласил на танец... и началось. (Смеются). В этом же доме, где мы сейчас живем, раньше было общежитие истфака и факультета иностранных языков Черновицкого университета. На историческом учились, как правило, одни юноши, а на нашем факультете - девушки. В коридоре для студентов устраивали танцы. Благодаря чему, кстати, в нашем вузе многие и переженились... А Петр Иванович был завидный жених, такой славный: на гитаре играл, пел, спортом занимался. Он же и в армии служил - столько всего интересного рассказывал! Времена тогда были другие... Непростые, но одновременно и радостные какие-то. Мы умели ценить, как сейчас может показаться, мелочи.
- Мария Григорьевна, поделитесь советом: как домашний очаг сохранить на многие годы не только уютным, но и счастливым, наполненным радостью и теплом?- Писательница Мария Матиос как-то сказала: «Терплю, терплю, потому что люблю!» Рецепт дружной семьи всегда замешан на любви. Чем она сильнее, тем легче постигнуть смысл того, что счастливая семейная жизнь невозможна без уступок. То есть «слушаем, но не слышим»... Нужно уметь стерпеть, что-то не услышать, пропустить, простить. Потому что, если знаешь, ради чего живешь: ради того, чтобы твои дети выросли в нормальной семье с отцом и матерью, получили образование, женились, подарили тебе внуков, то и вести себя будешь соответственно. А если живешь только ради себя, не хочешь ни с чем мириться, можешь и несколько раз замуж выйти, да только где гарантия, что с другим мужчиной будет лучше?
...Когда у нас с Петром Ивановичем появилась Алиночка, нам приходилось несладко - квартиры своей не было, работали за двоих! Но вскоре жизнь наладилась, стала стабильнее, появился свой дом.
Чтобы дети росли общительными, в хорошем микроклимате, мы с мужем часто приглашали в гости своих друзей - а это в основном наши коллеги-преподаватели, люди интеллигентные и образованные. А на дни рождения накрывали всегда два стола: детский и взрослый. Теперь сын и дочка эти традиции поддерживают в своих домах. Помню, Арсений, когда еще учился в школе, часто звонил мне: «Мам, я сейчас забегу с друзьями. Ты нас покормишь?» Я минут за 20 быстро разогревала еду, что-то доготавливала, чтобы покормить детей.
- Чем угощали?
- А мы не особо жаловали деликатесы. Капустняк с квашеной капустой, голубцы, гороховый торт - простая и традиционная украинская еда.
Знаете, я давно поняла: что бы ни говорил ребенку, какие бы наставления не давал, но главный воспитатель - это поведение самих родителей. Их стремления, принципы, взгляды, круг знакомых - из всего этого и складывается мировоззрение детей. Так что имейте это в виду...
Вот, например, мы с мужем часто обсуждали какие-то новости. Дети при этом находились рядом, слушали. Потом, взрослея, начали задавать вопросы. Я никогда не отмахивалась, ссылаясь на занятость, потому что понимала, что любознательность надо поощрять... Помню, лет в шесть Арсения очень заинтересовала печатная машинка: сначала он просто набивал буквы, потом научился читать и охотно печатал.
- Многие отмечают умение вашего сына находить общий язык с политическими оппонентами. Это ваша заслуга?
Мария Григорьевна: Предполагаю, что дипломатичность Арсения досталась ему по наследству. Ведь я говорила, что мы всегда с удовольствием принимали дома многочисленных гостей и родственников, которые приезжали в Черновцы. Всем мы были рады. Арсений видел, как мы относимся к людям, и такое же отношение к окружающим взял в свою жизнь. Он действительно очень легкий в общении, внимательный. Я часто говорила сыну: даже если ты не можешь решить чью-то проблему, нельзя человеку категорично об этом заявлять, оставь ему надежду. Ведь вера помогает пережить неудачу. Мне кажется, Арсений именно так и поступает в жизни.
Еще я горжусь даром сына не останавливаться на полпути. Есть у него такое качество, которое сейчас редко встретишь: видеть не только начало дела, но и его завершение и стремиться к этому, четко просчитывая свои шаги.
Кстати, когда Арсений учился в школе, я часто упрекала сына, что он мало читает. Но однажды Арсений не выдержал и сказал мне: «Мама, я все запоминаю с первого раза». А уже позже я и сама убедилась, что у сына просто феноменальная память и различные комбинации он просчитывает с компьютерной скоростью.
- Мария Григорьевна, сейчас одним из проблемных вопросов в воспитании детей является их отношение к деньгам. А как вы в свое время справлялись с этим? Баловали неограниченными средствами на карманные расходы?
- Нет. Несмотря на то что наша с отцом преподавательская деятельность давала достаточный доход, и Алина и Арсений деньгами не сорили. Мы объясняли им, что их потребности должны быть обоснованны, если же обоснование звучит неубедительно, то - извините. Детей надо сызмальства приучать быть ответственными за свои дела и поступки, желания. У нас это получалось, как мне кажется. Поэтому Арсений, например, как человек ответственный, всегда хотел иметь свои средства, на которые и рассчитывал. Сын начал работать уже на первом курсе. Открыл свою юридическую фирму. Кстати, многие его друзья тоже получили высшее образование, занимают сейчас высокие посты. Со многими из них Арсений и сейчас дружит - у нас в семье принято дорожить друзьями.
«Я часто советую сыну больше общаться с дочками»- Арсений Петрович в семье и на работе разный?
- Я бы не сказала, что дома он такой уж либерал. Он требователен во всем! Но одновременно и внимательный. Дома он расслабляется... Я часто советую сыну больше общаться с дочками, чтобы подпитываться от них позитивной энергетикой. Ведь дети всегда веселые, настоящие!
- А как часто вы видитесь с внучками?
Мария Григорьевна: Старшая, Кристинка, ученица третьего класса, приезжает на каникулы. Говорит: «Бабуля, хочу ходить на английский язык!» Так что когда Кристина бывает в Черновцах, то посещает курсы. Маленькой Софийке еще и пяти нет, поэтому пока от мамы не отрывается. Но зато мы к ним ездим! Внучки такие энергичные! Могут практически одновременно петь, танцевать и переодеваться в принцесс. Сейчас у девочек любимое занятие - перемерять все мои украшения, одежду.
- Знаю, что сначала сын привез вам фотографию невестки, а уже потом саму невестку. Не обидело, что он все сам решил и поставил вас перед фактом своей женитьбы?
Мария Григорьевна: Нет, совсем нет! Детям я доверяю во всем и поддерживаю любой их выбор. Я почему-то всегда хотела, чтобы Арсений как можно раньше женился. Потому что была уверена: он не может быть один. Во-первых, он по гороскопу Близнец, а значит, ему постоянно надо с кем-то общаться. Во-вторых, ему нужна забота. Он, когда только в Киев переехал, снимал квартиру (потом, в 2000-м, купил в кредит свою), на выходные приезжал домой с полным чемоданом рубашек. Надо было за несколько часов все постирать и погладить, потому что в этот же день он уезжал обратно.
- Как проходило сватанье?
Мария Григорьевна: Как раз на Пасху. Я, вопреки традициям, попросила Арсения: «Пусть сваты к нам приедут, а не мы к ним». И родители Терезы согласились! Кстати, как и мы, наши сваты - преподаватели! Мама невестки - кандидат философских наук, отец - профессор философии. Он незрячий, но это вовсе не мешает ему находить общий язык с людьми, в том числе и с Арсением.
С Терезой я к моменту сватовства уже была знакома. Невестка у нас очень красивая, изысканная, воспитанная, прекрасно готовит. Арсений очень любит домашнюю украинскую кухню, а Тереза так вкусно запекает рыбу, мясо! Тем не менее, не стесняется позвонить мне и спросить, как приготовить какое-то блюдо. Я сделала ей на свадьбу подарок - перстень, семейную реликвию. Невестка подарила Петру Ивановичу галстук, а мне - косметику. Она, вообще, часто дарит мне косметику - наверное, хочет, чтобы у ее детей была вечно молодая и красивая бабушка!
Петр Иванович: А мне на юбилей дети подарили швейцарские часы!
- Скажите, сын вам часто говорит слова благодарности?
Мария Григорьевна: Выражать чувства словами у нас в семье не особо принято. Одному Богу и сыну известно, сколько любви кроется в моем поглаживании сына по голове, когда он, например, завтракает. В свою очередь, бывает, отец проходит мимо, а Арсений его обнимет: «Как вы тут?» Разве это не счастье - ощущать заботу и внимание сына?
Петр Иванович: Самым лучшим проявлением любви Арсения для меня является его искренний, заразительный, громкий смех. А когда он бывает у нас дома, то смеется часто.
По материалам издания «Факты». Автор: Мария Сырчина
Читайте в разделе «Общество»:
- 11 января, 14:41 В Украине могут законодательно ограничить ведение программ и передач политическими деятелями
- 11 января, 14:21 Харьковчан приглашают на мастер-классы от участников вертеп-феста
- 11 января, 14:14 Под Харьковом грузовик столкнулся с пассажирским автобусом: есть жертвы
- 11 января, 13:31 Суд по делу зам мэра Запорожья перенесли
- 11 января, 13:25 Харьковчан просят выбрасывать елки в отведенных местах
- 11 января, 12:36 Учителям повысили зарплату
- 11 января, 11:55 В следующую среду в Харькове завоют сирены. Горожан просят сохранять спокойствие
- 11 января, 11:09 Захват «Укрпочты»: Апелляционный суд оставил Безуха в СИЗО
- 11 января, 10:49 Патрульные продолжают выявлять нетрезвых водителей
- 11 января, 10:42 На Одесской при пожаре погибла пожилая женщина
Комментарии:
Natе!Выучите фамилию Степана Б"а"ндеры!!!Бендеры - это город в Молдавии, часть Тирасполя (общая троллейбусная сеть).
Черновцы-еврейского казачества мистечко - теперь через Дафтяна к нам в первостольную со своим гнылым пиаром
Еще один западенец - бендеровец из Ивано-Франковска!
Тронута.Прослезилась.
А также не пообещаю, что после нашей беседы составлю им с мужем компанию в церковь - ведь нужно обязательно посвятить вербу!
сижу и плачу!тулят нам яценюка.
Писяй -президент?! Это занадто!
А я читала совсем другую биографию этого протэже...Хотя я понимаю - другого материала на сегоднешний день о Писяе нет. А тут мамаша подоспела.
ага, скоро кариес начнется от статей о Сене...
Прямо "Святое семейство".По-моему Яценюк перебирает с рекламой себя любимого.Какую газету не открыть,ну обязательно статья о нем.Ну прям сладенький,сладенький.