Когда национальная принадлежность стоила жизни. На этой неделе первая столица почтила память жертв трагедии в Дробицком Яру


МГ «Объектив»

Когда ничем не примечательный Дробицкий хутор Харьковского уезда в 1941 году оккупировали фашистские войска, никто из местных жителей не предполагал, что вскоре это место станет могилой для тысяч людей. По приказу военного коменданта города всех евреев в двухдневный срок обязали переехать в район ХТЗ. В рабочих бараках, которые остались после строительства завода, организовали гетто. Каждый день сотни людей оттуда уводили на расстрел в Дробицкий Яр. Очевидцев трагедии, которая произошла более 60 лет назад, в Харькове осталось совсем немного

Просмотр видео

Свой двор Елена Щербова вспоминает часто. Тогда, в конце 1930-ых, в доме по улице Данилевского было много детей. О национальностях не говорили - для детей ее просто не существовало. Не было и войны - она ворвалась в жизнь внезапно. Тогда же маленькая Лена, каждый день выходя во двор, не досчитывалась друзей. Каждый день кто-то уезжал. Что такое эвакуация, узнала намного позже.

Елена Щербова
бывшая узница гетто
Я должна была пойти в третий класс, и я ходила, может быть, недели две, потому что были страшные бомбежки, мы жили возле Госпрома и, как только бомбежка, нас, детей, сразу с урока и вели в Госпром, в подвал - там было бомбоубежище

У отца было плохое зрение - на фронт его не взяли, рассказывает Елена. Но Советской армии помогал по-своему: копал окопы вокруг Харькова. Однажды попал под бомбежку и получил тяжелый перелом бедра. Больной отец, вспоминает Елена, почти не двигался, единственная возможность спастись - эвакуироваться - была упущена. И уже 15 декабря Елена с семьей оказалась в бараках на окраине города, где было создано еврейское гетто. Женщина до сих пор помнит ту зиму: мороз минус двадцать, а в бараке - незастекленные окна, на десяток семей - одна печка и три кровати. Питались тем, что удавалось выменять за забором. Питьевую воду делали сами - собирали снег на улице и растапливали в помещении.

Елена Щербова
бывшая узница гетто
Мы были дети, хоть мне было 11 лет, мы играли - и в куклы, и в прятки. Прятались под единственной кроваткой. Вот так вот… Нас, детей, всегда очень рано укладывали спать, чтоб кушать не просили. Помню момент, когда мы оттуда уходили - мама не хотела уходить, потому что папа не мог, а папа ей сказал: ты должна уйти, чтобы спасти детей

Почти сразу начались расстрелы. Людей группами по 200-300 человек гнали в Травницкую долину. На детей пуль не тратили - бросали в котлованы живыми. Спастись от смерти семье Лены помог знакомый – подсказал, через какие ворота можно сбежать. Чтобы хоть как-то отблагодарить, мать Елены отдала ему фамильные столовые приборы. Отец остался в гетто. Девочку сразу же отдали друзьям - русскоязычным немцам, которые обещали о ней позаботиться.

Елена Щербова
бывшая узница гетто
Они мне говорили: оденешься и - в кухне стояла такая печурка - в холодную комнату выходи погулять, но к окну не подходи. Я, конечно, сразу же подходила к окну и смотрела, что происходило во дворе, и меня засекли

Позже Лене пришлось пожить в другой семье. А через некоторое время девочку забрала мать и бежала с ней в Сумскую область. Женщина вспоминает: вплоть до 1945-го ни разу не произнесла слово «мама» - оно было запрещено, чтобы скрыть от чужих родственные связи двух женщин. После войны Елена с матерью вернулась в Харьков. Ей повезло - почти сразу отыскала сестру. Из любимой квартиры семья переехала - больно было жить без отца. Сейчас Елена Щербова воспитывает маленькую правнучку, а в дань памяти организовала в Харькове ассоциацию бывших узников фашизма. Самое страшное, говорит женщина, - уйти и не успеть рассказать историю, боль от которой носит с собой в сердце каждый день...

Дождитесь загрузки плеера

Загрузите Flash-плеер

 
Когда национальная принадлежность стоила жизни. На этой неделе первая столица вспоминала жертв трагедии в Дробицком Яру
 
 
25 апреля 2009 г, 19:03
Анна Шарикова 
 
 
В связи с обострением общественно-политической обстановки в Украине и резким увеличением попыток оставить на сайте комментарии, которые могут быть расценены как экстремистские, редакция «Объектив» приняла решение временно закрыть пользователям возможность комментировать материалы на сайте и скрыть все уже опубликованные комментарии. Эти функции будут восстановлены после нормализации обстановки. Редакция МГ «Объектив» приносит читателям свои извинения

Комментарии:

  • #11 НоуБоди 28.04.09, 13:50
     

    Господин Микроскоп, вы дотошны в своих комментариях, но с историяей не сильно дружите. Не хочу никого защищать, но стоит отметить, что 7 миллионов украинцев погибших в ВОВ, погибли на фронте, защищая, а не как стадо скотов которых повели на убой только потому что другая нация. Или вы хотите сказать что наших украинцев тоже загоняли в бараки, морили голодом и холодом, а потом просто расстреливали или сжигали?! Не стоит лукавить) А по поводу Германии, так я уверен - что если бы у украинцев была такая вот самая "оплата" вы бы точно говорили совем по другому- ведь у соседа во дворе трава явно зеленее, не так ли?! :)

  • #10 Микроскоп 27.04.09, 20:32
     

    Когда я посмотрел в пятницу шоу у Шустера, где "обиженные" евреи (Евгений Червоненко, посол Израиля мадам Зина...) буквально вымогали от присутствующих демонстрации особого уважения к евреям. Но господа позвольте, а 7 миллионов погибших украинцев в ВОВ - это разве не холокост? Самый натуральный и превосходящий "еврейский" на целый миллион человек!!!Не пора ли уже заканчивать с показушной "избранностью" этого народа?Вообще чудесная страна Украина -с одной стороны вечно обиженные лукавые евреи, с другой стороны неандертальского типа нацики...существующие на "пожертвования"... богатых евреев (ВО "Свобода" провела избирательную кампанию на средстве евреев Коломойского и Бориса Колесникова).Пора понять немцы в своей расовой доктрине планировали уничтожить все население на оккупированых территориях - одних сразу(евреев), других позже (славян и азиатов)... Третий Рейх изначально был провозглашен тысячелетним...А еврееям пора заканчивать спекулировать на этой теме и зарабатывать дивиденты на смертях павших...именно за эту "предприимчивость" их не очень то любят... Какой еще народ или государство получили от Германии "оплату" за зверства? Никто!

  • #9 яяяяяя 27.04.09, 18:48
     

    евреев убивали просто за то, что они евреи.

  • #8 Наталія 27.04.09, 16:17
     

    Согласна с Аспирантом полностью. Деньги действительно собирали на мемориал погибшим в ВОВ харьковчанам не зависимо от их национальностии, никто не говорил,что эти деньги нужны для строительства мемориала погибшим евреям.Просто евреи и здесь подсуетились.

  • #7 Аспирант 27.04.09, 14:30
     

    Кот Бегемот писал: "Кстати сказать Дрогобицкий Яр - мемориал очень красивое место и построен он совсем не на деньги русских."Вы, наверное, еще молоды. А я в конце 80-х работал проектном институте, с нас на работе собирали деньги на мемориал погибшим в ВОВ харьковчанам в Дробицком Яру. О том, что это будет чисто еврейский мемориал, никто не говорил. Обязаловкой эта акция не была, времена уже были другие. Но деньги по доброй воле сдавали почти все, в т.ч. и я. Ведь в каждой семье есть погибшие в той войне. Так вот, я возмущен тем, что за деньги жителей Харькова в т.ч., не поставив их в известность, а вернее, введя их в заблуждение, построен мемориал погибшим евреям. Давайте вспомним Бабий Яр под Киевом. Все знают, что там тоже расстреливали евреев. Но за годы оккупации расстреляли всего около 140 тыс. человек, а евреев из них только 19 тыс. Кто же остальные 120 тыс., неужели инопланетяне?

  • #6 karabas 27.04.09, 13:30
     

    задрали эти жиды!!

  • #5 КОТ БЕГЕМОТ 27.04.09, 11:49
     

    ЗОЯ, сто процентов с тобой согласен.Евреи, в плане уважения к своему народу молодцы.

  • #4 зоя 27.04.09, 11:01
     

    для Васи:Убивали нетолько евреев, просто евреи лучше всех народов умеют чтить своих погобших. Чтобы построить этот памятник, еврейские артисты-инвалиды прошли пешком почти пол-мира с концертами, деньги с которых и пошли на этот памятник.И никто не виноват, что русские, украинцы и белорусы ждут подачек от государства,которое не собирается чтить своих героев

  • #3 МасиК 27.04.09, 06:08
     

    Думаю,что Васю сильно взволновала контрибуция.Так не дай Бог нам такой помощи...Ты бы лучше,Вася,забился в истерике,что у нас сейчас герои нацики из СС*Галичина*-так те тебе расскажут,что ты не настоящий украинец,т.к. проживаешь на востоке,который они считают *москальским*

  • #2 КОТ БЕГЕМОТ 26.04.09, 11:19
     

    ВАСЬКА, ты что говоришь? нетрогай святое. Никто не спорит, с тем, что погибли в войне и другие народы, но у нас по стране в каждом городе памятники войнам всех нац-ей. А здесь, растрелянные не воевали. Они просто жили и никого не трогали.И о каком мифе ты говоришь? Причем здесь горе и политика. Кстати сказать Дрогобицкий Яр - мемориал очень красивое место и построен он совсем не на деньги русских.Или памятник голодомору ( которым прыщавый козыряет в чести рассорить нас с Россией) у тебя более вызывает доверие?Спасибо.

Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters