Дикий голод, публичная казнь и другие ужасы войны. Как жили харьковчане в годы фашистской оккупации
Повешенные на балконах партизаны и партийные работники, суп из воробьев, зразы из картофельной кожуры и «менки» - Лидия и Аркадий Завальные поделились детскими воспоминаниями о военных годах
Осень 41 года. Совсем недавно отец маленькой Лиды получил от радиозавода просторную коммунальную квартиру. И вот в ней слышен звук тревожной сирены. В городе – немецкие захватчики и каждый день раздаются взрывы.
Лидия Васильевна признается: самые ранние детские воспоминания связаны именно с войной. Первая оккупация Харькова в 41 первом году для семьи Лиды прошла довольно спокойно. Дома были запасы продуктов, и голодать не приходилось. Отец работал на заводе, производившем оборудование для танков. Как ценного специалиста, его планировали эвакуировать. Однако, во время отправки, немцы подорвали эшелоны с людьми.
В феврале 43 года Харьков освободили. Вместе с мамой Лида переехала в Богодухов. Однако уже в марте, после повторной оккупации города, семья пешком возвращается в Харьков. Здесь со слезами на глазах их встречают бабушка и дедушка. Лидия Васильевна рассказывает: родные просто не могли поверить, что внучка все еще жива.
Среди наиболее глубоких детских воспоминаний времен оккупации, рассказывает Лидия Васильевна – это постоянное ощущение дикого голода: во дворе дедушка расставлял силки на воробьев и из свежего улова варил суп внучке. Общие воспоминания супругов Завальных – это немецкие кухни, на которых простые харьковчане работали подсобными рабочими. Именно там женщины собирали остатки от продуктов.
Завальные рассказывают: в голодном оккупированном Харькове горожане ездили в села, на так называемые «мены». Лидия Васильевна вспоминает, свое золотое кольцо ее бабушка выменяла на стакан кукурузы. И к концу войны из-за постоянных обменов у нее осталось одно летнее платье.
Несмотря на все трудности, говорит Лидия Васильевна, харьковчане старались поддерживать друг друга. Общее горе объединило и сплотило людей. Особенно в День Победы.
Постепенно в Харьков возвращалась мирная жизнь. В 44-м из трудового лагеря освободили отца Лиды. Еще около полугода он воевал на фронте, потом вернулся домой. Лида пошла в школу. Так сложилось, что супруги Завальные жили в одном районе, учились в одной школе и вузе, а познакомились только после его окончания - холодным зимним вечером 63 года.
За полувековую супружескую жизнь Завальные воспитали сына, дочь и двоих внуков. Говорят, пережитые в детстве трудности научили ценить близких людей и радоваться каждому прожитому дню, а еще - быть преданными семье.
Читайте в разделе «Общество»:
- 11 января, 14:41 В Украине могут законодательно ограничить ведение программ и передач политическими деятелями
- 11 января, 14:21 Харьковчан приглашают на мастер-классы от участников вертеп-феста
- 11 января, 14:14 Под Харьковом грузовик столкнулся с пассажирским автобусом: есть жертвы
- 11 января, 13:31 Суд по делу зам мэра Запорожья перенесли
- 11 января, 13:25 Харьковчан просят выбрасывать елки в отведенных местах
- 11 января, 12:36 Учителям повысили зарплату
- 11 января, 11:55 В следующую среду в Харькове завоют сирены. Горожан просят сохранять спокойствие
- 11 января, 11:09 Захват «Укрпочты»: Апелляционный суд оставил Безуха в СИЗО
- 11 января, 10:49 Патрульные продолжают выявлять нетрезвых водителей
- 11 января, 10:42 На Одесской при пожаре погибла пожилая женщина