Впереди паровоза, или Как украинец обогнал братьев Люмьер. Изобретатель из харьковской глубинки на два года раньше французов собрал прототип киноаппарата
Пионер мирового кинематографа не был человеком искусства. Прибор, ставший прототипом киноаппарата, создавался, чтобы объяснить суть стобоскопического эффекта. Позже с его помощью изобретатель Иосиф Тимченко смог «оживить» фотографии. И сделал это на два года раньше братьев Люмьер. Механизм Тимченко применяли во всем мире, но имя его создателя было забыто почти на полвека
«Прибытие поезда». Эта короткометражка братьев Люмьер считается отправной точкой в истории мирового кинематографа. Согласно учебникам, публике картину впервые продемонстрировали в 1895 году. Найти в литературе альтернативную версию рождения кино - сложно. Ее героем стал украинский изобретатель Иосиф Тимченко.
Иосифа Тимченко принято считать одесситом. Мол, именно там он прожил большую часть своей жизни. Но родился изобретатель в селе Окоп Харьковской губернии. Интерес к механике проявлял с детства. Согласно местным легендам, еще будучи второклассником, Тимченко помог односельчанам спроектировать и построить в Окопе первую мельницу.
Сегодня Окоп - это умирающее село в нескольких километрах от границы с Россией. Нина Солодилова здесь - единственная живая душа. К ее дому еще ведет узкая тропинка. Остальные дворы поросли бурьяном. Рассказать историю Иосифа Тимченко здесь просто некому.
Ни одного документа об изобретателе не сохранилось и в областном архиве. А за полтора века были опубликованы всего две его фотографии. Историю гениального земляка приходится собирать буквально по клочкам и обрывкам, жалуется харьковчанин Виктор Гергеша. Он не историк и не культуролог. По профессии - программист. О талантливом изобретателе узнал от внуков Иосифа Тимченко. Мужчина настолько увлекся биографией инженера, что родственники механика передали Гергеше все хранившиеся у них документы деда.
Карточки с международных выставок, полдюжины фотографий да пара писем. Эти документы уникальны и никогда не попадали в печать. Закончив школу, пятнадцатилетний Иосиф Тимченко отправился в Харьков. Работал в механических мастерских. В двадцать два - переехал в Одессу, где устроился на Завод русского пароходного общества. Смекалистого парня быстро заметили и дали возможность экспериментировать. Он стал автором не одного десятка изобретений. Среди прочего, собрал первые в мире электрические часы. Но самое знаковое детище Тимченко - прототип киноаппарата. Профессор Николай Любимов попросил механика создать наглядный прибор, объясняющий суть стробоскопического эффекта. Аппарат изобретатель придумал и собрал за месяц. Он проецировал на стену пятно света, внутри которого плавно вращалась черная линия. «Сердцем» прибора стала так называемая улитка.
Эта «улитка» и переползла дорогу братьям Люмьер. Вскоре после первой демонстрации Тимченко и его коллега инженер Фрейденберг поняли, что с помощью аппарата смогут «оживить» фотографии. Для эксперимента взяли изображения копьеметателей и всадников в разных фазах движения.
Кино, по определению, - это сочетание трех базовых принципов: проекции на плоскость, присутствия в киноаппарате скачкового механизма и наличие пленки. Последней у Тимченко не было. На тот момент ее попросту не существовало! Именно поэтому, уверена председатель Харьковского отделения Союза кинематографистов Украины Зоя Алферова, можно уверено заявлять: Иосиф Тимченко обогнал люмьеровский поезд на два года. Ведь французы свои первые картины тоже без пленки создавали.
От природы Иосиф Тимченко был человеком скромным. Да и с регистрацией авторских прав в России было тяжело. Именно поэтому, уверена Зоя Алферова, слава отцов кинематографа досталась французам. Ведь братья Люмьер первыми запатентовали киноаппарат. Модель, которой снималось знаменитое «Прибытие поезда», оказалась слишком сложной и неуклюжей - она работала по принципу швейной машинки. Буквально через год Люмьеры собрали новый аппарат. В его основу легла тимченовская «улитка». Об украинском же пионере мирового кинематографа попросту забыли. Вспомнили лишь полвека назад. После, в конце восьмидесятых, включили в программу лекций об истории кино. Но широкой публике имя Иосифа Тимченко по-прежнему остается неизвестным. Как и родное село механика Окоп, история гениального изобретателя медленно уходит в забытье.
Читайте в разделе «Культура»:
- 8 января, 10:28 В США назвали победителей юбилейной премии «Золотой глобус»
- 10 декабря, 12:01 Харьковчан приглашают на выставку «Новогоднее кружево»
- 1 декабря, 15:01 Харьковчан приглашают на выставку «Рождественское сияние»
- 30 ноября, 18:30 В ХНАТОБе впервые представят оперу «Норма» итальянского композитора Винченцо Беллини
- 24 ноября, 18:00 «Я пришла из детства»: в Художественном музее откроется новая выставка
- 24 ноября, 15:43 В Харькове готовят трехнедельный фестиваль классической музыки со звездами мирового уровня
- 23 ноября, 18:46 «Белая ворона.net». В Харьковском театре юного зрителя готовят премьеру для подростков
- 23 ноября, 14:52 В галерее «Бузок» наградили школьников Харьковщины - победителей конкурса «Северский Донец – глазами молодежи»
- 17 ноября, 18:39 В Харьковской филармонии презентуют проект «Путь к Свободе»
- 15 ноября, 09:46 Оркестр «Слобожанский» выступит с музыкантами из Норвегии и США
Комментарии:
Комментарий удален из-за нарушения правил
Вова, дура и Коля - на барабашово вам дорога. Тимченко хоть что-то великое сделал, а вам только на рядах с ширпотребом торговаться.
Правильно, Вова, говоришь. Кому нахер нужна история? Ну был дед 200 лет назад и окочурился давно. Лучше бы журналисты о курсе бакса у барабашовских менял рассказывали. Это была б тема!
А вы знаете что америку казаки открыли? - Анонс следующей статьи.
Точно у тебя а не у нас голая и красная такой ты вовка уродился да ещё и без мозговф!
Опять старая песня "вся цивилизация пошла от древних укров". Зачем вспоминать, что было в 1800 году, когда конкретно сейчас в 2009 у нас голая жопа?