Главный приз «Харьковской сирени» - у харьковского режиссера. Хрустальные ветки увезли также россияне и французы
Сирень в Харькове отцвела, вместе с ней завершился одноименный фестиваль короткометражек. Тридцать семь картин и всего семь номинаций. Жюри сознается: победителей определять было нелегко
На четыре фестивальных дня Харьков стал по-настоящему кинематографическим - звезды советского и мирового кино гуляли по городу, с удовольствием фотографировались и раздавали автографы харьковчанам - конкурсные фильмы смотрели параллельно. Народная артистка России, некогда харьковчанка Наталья Фатеева не была на родине два года.
Пока кино смотрели, родились новые идеи, рассказывает сценарист и режиссер Алла Сурикова.
Последнего фестивального дня дождались не все звездные гости - Пьер Ришар и Милен Демонжо улетели во Францию еще накануне. Но лучшие фильмы определить успели.
Призы за лучший сценарий, режиссуру и операторскую работу взяли россияне. Им же досталась награда за документальную короткометражку. Франция оказалась лучшей в анимационном кино. Награды за лучший игровой фильм и симпатии зрителей - у харьковчан. Кто получит гран-при? - организаторы до последнего сохраняли интригу.
«Человечкин» - это смешная история, случившаяся на киносеансе. Комедия длится всего пятнадцать минут, но автор успевает сказать о многом, уверяют в жюри. Сам победитель изумлен – говорит, на фестиваль попал случайно.
Организаторы фестиваля сожалеют, что отметить удалось не все талантливые работы. И обещают: в следующем году номинаций станет больше.
Читайте в разделе «Культура»:
- 8 января, 10:28 В США назвали победителей юбилейной премии «Золотой глобус»
- 10 декабря, 12:01 Харьковчан приглашают на выставку «Новогоднее кружево»
- 1 декабря, 15:01 Харьковчан приглашают на выставку «Рождественское сияние»
- 30 ноября, 18:30 В ХНАТОБе впервые представят оперу «Норма» итальянского композитора Винченцо Беллини
- 24 ноября, 18:00 «Я пришла из детства»: в Художественном музее откроется новая выставка
- 24 ноября, 15:43 В Харькове готовят трехнедельный фестиваль классической музыки со звездами мирового уровня
- 23 ноября, 18:46 «Белая ворона.net». В Харьковском театре юного зрителя готовят премьеру для подростков
- 23 ноября, 14:52 В галерее «Бузок» наградили школьников Харьковщины - победителей конкурса «Северский Донец – глазами молодежи»
- 17 ноября, 18:39 В Харьковской филармонии презентуют проект «Путь к Свободе»
- 15 ноября, 09:46 Оркестр «Слобожанский» выступит с музыкантами из Норвегии и США
Комментарии:
О кинофестивале «Харьковская сирень» 2010 года,
или Заметки фестивального кинозрителя.
После посещения мероприятий второго кинофестиваля «Харьковская сирень» у меня возникло двоякое чувство. С одной стороны, я радовался прекрасной идее создания фестиваля, тому, что на хорошую идею нашлись деньги для воплощения и идея реально воплощается (что так редко бывает), радовался, что проект послужит на пользу городу и поддержит наших авторов и авторское кино, что к нам приехали великолепные актёры и солнечный мсье Пьер (когда бы его здесь видели, если б не фестиваль!). С другой стороны, пройдясь по мероприятиям, указанным в программе, я всё больше удивлялся — а для кого фестиваль? (мне приходилось видеть и плохие, и хорошие фестивали, и их «кухню» тоже.) Придя в кассу ХАТОБа, ценители таланта Пьера Ришара (в конкретном случае я) с удивлением обнаруживали — билеты продаются только на балконы.
— А партер где же? Уже продали? — спрашиваю у кассира.
— Так его и не было. Билеты в партер в продажу не поступали.
Получается, партер ушёл «по своим». Круто! Раздать партер огромного зала ХАТОБа — надо ещё постараться… И странно! Ведь поклонникам даже за деньги не дали возможности купить билет поближе.
На следующий день приезжаю с другого конца города на встречу с Яковлевой. Возле касс мечутся зрители-фестивальщики. Спрашиваю у кассира билет. Мне отвечают: «Билетов нет».
— А Яковлева хоть есть?
— Не знаю, идите спрашивайте в малый зал, по программе встреча проходит там.
Прихожу. Спрашиваю. В ответ слышу:
— Все встречи перенесли в большой зал, идите туда.
Отлично! Иду туда.
В холле некий разброд. Оказывается, в ХАТОБе сразу несколько мероприятий: выставка белорусских товаров, показ восковых фигур и… фестиваль. Так что сразу не поймёшь, кто куда пришёл и где родная фестивальная публика. Зал приоткрыт, но пуст, на сцене два человека чем-то заняты — видимо, монтировщики или звуковики. Ищу представителей ХАТОБа, нахожу дедушек-охранников:
— Яковлева приехала? Выступать будет?
— Не знаем. Идите к администраторам фестиваля.
— А они где?
— Там, в торце фойе!
(Дежурные в фойе — это уже третья инстанция, которая совсем не «в теме»…)
Ну неужели?! В торце, в гардеробной, сидят люди с компьютерами. Поясняют: «Елена Яковлева по неизвестным причинам не приехала».
Рад, что наконец-то нашёл представителей фестиваля, которые даже подарили мне программу и каталог. Хотя путь был долог…
Странно, но на встрече с Милен Демонжо было человек шестьдесят, от силы восемьдесят. Для города с почти двумя миллионами — это выглядит какой-то организационной недоработкой. На встрече с отечественными актёрами и режиссёрами при хорошей организации собирается гораздо больше зрителей (знаю по опыту проведения подобных мероприятий). Загадкой остаётся и то, почему вклад в кинематограф Натальи Фатеевой на открытии фестиваля был оценен меньшим цветочным букетом, чем вклад французских гостей. Это даже с точки зрения элементарной этики некорректно.
Приехав в кинотеатр «Познань» (кстати, непонятно зачем разносить фестиваль по трём кинотеатрам? Это разобщает участников и вредит атмосфере фестиваля. Кроме того, это просто неудобно. В данном случае похоже на желание «создать масштаб», но при 10—20 зрителях в зале это как-то нелепо выглядит) посмотреть программные фильмы, встретил режиссёра, участника фестиваля Руслана Никулина (на следующий день получившего Гран-при «Харьковской сирени»). В 90-е Руслан дебютировал своим талантливым короткометражным фильмом «Весна», снятым, кстати, в первом варианте на киноплёнку(!), затем, создав с единомышленниками творческое объединение «ЧИЗ», долгое время шествовал по телеэкранам с юмористическими выпусками.
Руслан Никулин одиноко сидел за столиком кафе у входа в кинотеатр, ожидая фестивального сеанса своего фильма. Его никто не встретил, не представил, не поздравил с показом. Я не увидел в кинотеатре ни одного представителя «Харьковской сирени», ни одного представителя прессы. Так для кого фестиваль? Как он продвигает своих авторов? Неужели опять бал свадебных генералов и парад звёзд…
Во всех выпусках новостей украинских телеканалов, которые я специально посмотрел, фигурировали в основном приезд и творческий вечер Пьера Ришара, реже — Милен Демонжо, и крайне скупо говорилось об участниках и содержании программы фестиваля. Никто не спорит — приезд такой мегазвезды, как Ришар, безусловно, интереснейшее событие для Украины и Харькова, но мероприятие заявлено как фестиваль фильмов короткого метра, а не как бенефис французских кинозвёзд.
Когда французы уехали, интерес СМИ к фестивалю катастрофически упал. Так, если творческий вечер Ришара прошёл красной нитью по всем без исключения ведущим украинским новостийным программам, то о закрытии фестиваля и его призёрах уже практически никто не вспоминал, кроме харьковских телеканалов. Даже сетевой поисковик на запрос о призёрах «Харьковской сирени» на момент вечера 20 мая выдавал только заметки на харьковских новостийных сайтах. Не обидно ли это? И нужны ли гости, которые затмевают суть фестиваля? Если фестиваль согласились посетить прекрасные актёры мирового масштаба, это совсем не значит, что оргкомитету больше ничего не надо делать. Безусловно, у фестиваля есть потенциал. Но, к сожалению, нынешний подход оргкомитета к программным и профильным, а не внешним моментам, оставляет желать лучшего.
Не сомневаюсь, что за кулисами кинофестиваля гостям был оказан царский приём и неисчерпаемое украинское радушие. Но для того чтобы оказать и показать гостеприимство, достаточно (и, кстати, полезнее) было бы пригласить любимых актёров на гастроли. Поэтому на сегодняшний момент, к сожалению, кинофестиваль «Харьковская сирень» — это форма без содержания. Авторам, ради которых якобы проводится фестиваль, должного внимания не оказывается, как ведётся отбор фильмов — тоже непонятно… Тем не менее уверен, что подобный кинофестиваль в своём городе — мечта любого киномана. Просто уровень фестиваля, его программа и организация должны соответствовать уровню приглашаемых кинозвёзд и находится с ними в гармонии, а содержание — соответствовать внешнему блеску. Как сказал один из призёров «Харьковской сирени – 2010» «московский» харьковчанин Вячеслав Серкез: «Звёзды уедут, а мы останемся».
Очень хочется верить, что данный отзыв будет воспринят исключительно как радение за процветание хорошей идеи. А ещё очень, очень хочется, чтобы фестиваль обрёл настоящее глубокое содержание и в дальнейшем принёс много полезного замечательному, красивому, во всех отношениях достойному городу Харькову и нашему кино.
С уважением ко всем ценителям кино
Виталий Михайлов,
автор книги о киноактёрах «Дети великой иллюзии»