Реализм бреда
«Дмитрий Липскеров – писатель, драматург, выпускник Театрального училища им. Щукина, актер драмтеатра и эстрады, член Общественной палаты РФ, учредитель и лауреат престижных литературных премий» - это все о нем. Это для тех, кому имя Липскерова пока что ни о чем не говорит. Можно добавить: неудавшийся политэмигрант и удачливый бизнесмен. Молод, нелюбим критиками и обожаем миллионами читателей.
Его часто сравнивают то с Пелевиным, то с Сорокиным, то с обоими сразу. На мой взгляд, на фоне элитарного Сорокина и (увы!) не очень-то плодовитого в последнее время Пелевина Липскеров явно выигрывает в глазах читателей. Да, нет глубины и универсальности пелевинских умозаключений, нет сорокинских речевых изысков, но там, где начинается построение максимально реалистичной и завлекательной фантасмагории, Дмитрию Липскерову нет равных.
Возьмем хотя бы роман «Последний сон разума».
Возьмем — и я ручаюсь, что не выпустим его из рук, пока сон не смежит усталые веки (что вряд ли) или пока не будет перевернута последняя страница книги.
И тут-то начнется самое интересное — осмысление и удивление.
Как ему, черт побери, удается из обычных житейских ситуаций, банальных сюжетов, мелких точных деталей выстроить столь живой и осмысленный мир в масштабах каждой страницы и главы? Мир, что в итоге превратится в историю без начала, без конца и без смысла, в общем-то? Ведь читаешь и понимаешь — это же бред! Но настолько интересный, что просто невозможно оторваться!!!
В «Последнем сне» сплетено в единый узел с десяток историй. Какая главная, вокруг чего и почему все вертится — тайна.
Вот жизнь старого татарина Ильи Ильясова, продавца рыбного отдела: щемящая любовная история со страшными сценами из детства — трагическая смерть любимой, обвинения в убийстве, бегство и беспросветная жизнь в чужом городе без тепла, любви и понимания. Жизнь как жизнь — сюжет для скучной мелодрамы. Но вот в один прекрасный день Илья входит в озеро, что посреди огромной свалки, и… превращается в рыбу. И не будет до последней страницы книги конца-края этим превращениям и ощущениям Ильи от его новых жизней.
А вот милиционер Володя Синичкин, чуть ли не единственный русский в РОВД, где все остальные офицеры почему-то — уроженцы солнечной Армении. Радоваться бы Володе жизни, званию новому, жене-красавице, но не тут-то было: у него пухнут бедра. Вот так — ни с того, ни с сего. Раз — и становятся в диаметре по два метра каждое. Да еще светятся в темноте. Да еще и обладают удивительной способностью рождать загадочных существ.
В одной книге: расследование членовредительства на городской свалке, казнь ворон, мальчик-приемыш, растущий не по дням, а по часам и превращающийся в древо-провидца, атака пираньями водолаза Зубяна с последующей гибелью знаменитых на весь район бакенбард, трехминутная война на монгольской границе, где два друга-пьяницы, скрывающиеся от розыска, вступают в неравный бой с реинкарнированным Батыем.
В Интернете встретил такое определение прозы Липскерова — шизореализм. Точнее не скажешь!!!
Ведь бред же, бред! Но жуть как интересно!!!