О силе тяги к рынкам сбыта
А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейтах ЭТМа труб?
Читатель, скажите честно — лично вы сможете взять крупное «лежачее» предприятие и за три года без посторонней помощи в 5 раз увеличить на нем выпуск продукции? Лично вы сможете обеспечить зарплатой несколько тысяч человек, из года в год эту зарплату повышая? А потом взять на предприятие еще полторы тысячи человек и обеспечить зарплатой и их тоже — сможете? Спасибо за откровенность, и я не могу. И вообще, мало кто на такое способен. Потому что для этого нужен дар, а одарен, вы знаете, далеко не каждый.
Цифры — вот что лучше всего характеризует работу государственного предприятия «Электротяжмаш». 75% генераторов, установленных на украинских электростанциях, произведены на этом заводе. Более 40 тысяч тепловозов и электровозов, оснащенных оборудованием «Электротяжмаша», перевозят пассажиров и грузы по всему Земному шару. Завод поставляет продукцию в десятки стран Азии, Африки, Европы и Америки.
А ведь каких-то три года назад обиженные люди толпами уходили с бесперспективного завода. Выпуск продукции тогда едва достигал 90 млн грн. Сейчас завод на одну лишь закупку новой техники тратит почти столько же. Те, кто здесь работает, говорят, что падение закончилось в 2005 году, когда директором стал Виталий Чередник. Хорошенькое ему досталось наследство, нечего сказать. Оборудование изношено на 3/4; в портфеле заказов хоть шаром покати; возврат на утраченные рынки потребует массу времени и сил — это было видно невооруженным глазом; цеха холодные; крыши протекают. Виталий Чередник вспоминает:
— Пришлось работать в очень сложных условиях. Но за каких-то 3 года завод вышел на такой объем товарной продукции, который в прежние годы нам и не снился. Вдумайтесь — в денежном эквиваленте выпуск вырос в 5 с лишним раз и в 2007 году составил 475 миллионов гривень! А на этот год мы уже набрали заказов на 750 миллионов. Думаю, в 2009 году предприятию по силам выйти на знаковый рубеж — 1 миллиард гривень.
Растет выпуск продукции — растут заработки. Здесь получают и 13-ю, и 14-ю зарплату, и скажите-ка — а все ли харьковчане помнят, что это такое? Директор считает, что основным направлением сейчас становится техническое переоснащение предприятия. Без этого на уровень в 1 млрд грн. выйти будет сложно. А ведь останавливаться нельзя, нужно двигаться дальше, и двигаться надо быстро.
«Электротяжмаш» относится к той редкой на Слобожанщине категории предприятий, которые исправляют «неправильный» внешнеторговый баланс области. Завод известен как крупный экспортер продукции. Об этом говорит заместитель директора по экономическим вопросам Алексей Довгий:
— Более половины нашей продукции составляет «тяга» — двигатели, генераторы, аппаратура управления для тепловозов, электровозов, трамваев, троллейбусов и так далее. И до 60% товарного выпуска у нас идет на экспорт. Страны, куда мы поставляем наши изделия, разбросаны по всем континентам, за исключением разве что Австралии. Значительная доля продукции направляется в Россию.
И знаете, с кем приходится конкурировать на международных рынках? Алексей Довгий перечисляет — санкт-петербургская «Электросила», французская компания «Альстом», а также такие монстры с мировым именем, как немецкий «Сименс», японская «Тошиба», американский «Дженерал Электрик» и другие. И на этом фоне «Электротяжмаш» выглядит вполне пристойно.
Есть и проблемы. О кадрах говорит заместитель директора по производству Феликс Кирничный:
— Резкий скачок производства привел к тому, что мы почувствовали настоящий кадровый голод. Пришлось уговаривать, возвращать тех, кто ушел раньше. Приняли на работу молодых людей, которые мало что умели. В итоге численность работающих возросла на 1300 человек и составила на декабрь 2007 года 5100 человек. Но заказчика совершенно не интересует — кто и сколько у нас работает. Ему нужна качественная продукция и, главное, в срок. А производят продукцию кадры. Заметьте, система образования разрушилась — я имею в виду сеть ПТУ. Заводской практики у ребят тоже нет — далеко не все заводы «на ходу». Поэтому у нас оставался единственный выход — учить молодежь прямо в цехах. И обучают ребят, понятное дело, не преподаватели, а наши же ветераны, которые и сами продолжают трудиться. Сейчас на заводе 10% работающих — старше 60 лет. Такая тактика приносит плоды, и потихоньку ребята сами начинают зарабатывать: сначала учениками — по 500–600 грн., через три месяца — по тысяче-полторы, а затем — до 2–2,5 тысяч. У нас некоторые асы зарабатывают до 5 тысяч гривень в месяц! Так что молодежи есть на кого равняться, и есть к чему стремиться.
Для того чтобы успешно бороться на рынках, надо любой ценой снижать себестоимость продукции. О том, как именно ее снижать, говорит главный инженер завода Юрий Шуть:
— Главное, конечно, это обновление оборудования. Например, одесская резательная машина с системой ЧПУ, которую мы недавно установили, вдвое увеличивает коэффициент использования металла. Как, по-вашему, это скажется на себестоимости? Конечно! Обрабатывающий центр итальянской фирмы «Пикомакс» обошелся в 3,5 млн грн., но зато он в 15 раз повышает производительность изготовления штампов и пресс-форм. Так что потраченные деньги быстро вернутся. Швейцарский электроэрозионный станок «Содик» и немецкие станки для накатки резьб ускоряют работу в 5 раз.
А недавно представители завода съездили в Израиль и заключили договор на прямые поставки инструмента от фирмы «Искар». В итоге машинное время на обработку корпуса двигателя сократилось в 8 раз. А ведь есть инструменты, которые повышают производительность в 20 и более раз! На заводе жалеют, что нельзя поменять все оборудование — много денег потребуется. В прошлом году заводчане потратили на инновационные цели 38 млн грн., а на 2008 год запланировали 74 миллиона. А дальше будут тратить еще больше. И тогда с зарубежных рынков наш «Электротяжмаш» никакая «Тошиба» не вышибет. Это точно.