Генно-модифицированный тупик

Генно-модифицированный тупик

Продукты с генно-модифицированными организмами мы едим уже лет десять так точно. Аббревиатура ГМО может стать не менее популярной, чем НЛО или изрядно муссируемые политикам названия международных альянсов. Шоколад и йогурты, колбаса и даже пиво — практически в любом продукте можно встретить пищевые добавки на основе ГМО. Вот только определить, сколько их и как они отразятся на здоровье украинцев, крайне проблематично.

Заглянув в Конституцию, можно убедиться: каждый гражданин имеет право знать, что он ест и пьет. Но вот в каком объеме в наш организм попадают ГМО — загадка для всех, в том числе и для специалистов. В ЕС и России для этого есть маркировка. Но сотрудники Госпотребстандарта разводят руками: внедрить это пока невозможно, сеть лабораторий, проверяющих наличие ГМО, попросту отсутствует.

Кабмин передумал

В Европе строгие правила: если содержание ГМО больше, чем 0,9 %, такой продукт нужно маркировать. Взяв на вооружение европейские требования, в августе 2007 ггода Кабинет Министров постановил: отныне в Украине тоже вводится обязательная маркировка. Не прошло и трех месяцев, как государственные чиновники поняли, что поспешили. Материальная база до международных норм не дотягивала. Поэтому в ноябре того же года вышло новое постановление, которое отменило предыдущее.

Логика здесь, конечно, есть. Допустим, какой-нибудь производитель решает блеснуть честностью и благородством и отметить свою генно-модифицированную продукцию. Что дальше? В Харькове ему и пойти-то некуда: в Украине всего три лаборатории, все в Киеве (для сравнения: в каждом федеральном округе РФ по две таких лабораторий). Если бы маркировка была обязательна, со всем объемом продукции они бы не справились.

В тупике

Ситуация с ГМО пока в тупике. Квалифицированные специалисты — есть, как определять ГМО, им известно. Нужны законы и подзаконные акты, но, как показывает опыт, они могут остаться только на бумаге. Как всегда, все упирается в финансирование. На одну лабораторию нужно минимум полтора миллиона гривен. Но дело того стоит. Результат проверки в киевских супермаркетах неутешительный: превышение ГМО обнаружено в более чем 50% продуктов.

— С мая должны вступить в силу пять новых стандартов выявления ГМО. Но методики вводятся для лабораторий, — говорит начальник сектора отдела сертификации продукции легкой и пищевой промышленности ГП «Харьковский региональный научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации» Владимир Комаров. — Но… у нас и лабораторий нет, которые бы работали с ГМО! Мы должны обезопасить население, мы можем это делать, но у нас пока одни разговоры. А задача должна быть поставлена на государственном уровне.

Угроза бесплодия

С использованием ГМО ученый мир даже разделился на две группировки. Противники в качестве аргумента рассказывают об одном эксперименте на крысах. Одну группу животных кормили обыкновенной соей, а другую — генно-модифицированной. Результаты проявились в седьмом поколении: у 80% крыс из второй группы было бесплодие. Но, успокаивает Владимир Комаров, человек же не будет есть только ГМО, питание должно быть разнообразным: и растительная пища, рыба, и мясо. Наука еще не дошла до того, чтобы модифицировать животные организмы.

Беспокоит ученых и то, что ГМО могут вызывать устойчивость к антибиотикам, которые используются при лечении воспалительных процессов и хронических заболеваний, и которые могут оказаться впоследствии неэффективными.

ГМО побеждает диабет

Нельзя сказать, что генно-модифицированные организмы однозначно опасны для человека, говорит Владимир Комаров. Сторонники генной инженерии утверждают, что это вполне безвредно: ведь ГМО — это белок, который в желудке распадается на аминокислоты, а они уже генной информации не несут. Другое дело, если у человека язва желудка и этот белок проникнет в кровь. Но такое случается редко, поэтому считают ученые, не так уже и страшно. Страшен голод, который по прогнозам может наступить в 2035–2050 годах, когда население земли достигнет 9 миллиардов. А генная инженерия решает проблему голода на планете, утверждают те же эксперты: устойчивые культуры помогут увеличить урожайность.

– Еще о благе, — отмечает Владимир Комаров. — Уже есть экспериментальная разработка: в кишечную палочку человека внедрили ген подснежника. И получили такой препарат, который избавляет больных диабетом от инсулиновой зависимости. Поэтому за этой инженерией будущее, просто мы не знаем и боимся всего. ГМО надо изучать и контролировать.

А цены что?

Отсутствие законодательных барьеров может привлечь немаркированную продукцию из других стран. Зарубежные компании используют ситуацию: будут ввозить свои продукты, содержащие ГМО, считает Владимир Комаров. Их продукция может составить дикую конкуренцию отечественной. Но пока ценовой вопрос вызывает недоумение.

— Генно-модифицированная продукция и большие урожаи дает, и к заболеваниям устойчива, поэтому она должна насытить рынок, — говорит Владимир Комаров, — Так что чем больше этой продукции, тем ниже цены. Но у нас пока все наоборот: как ни насыщай, цены все равно растут!

Татьяна Винокурова 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters