СБУ отправили в нокдаун
Суд Киевского района г. Харькова 31 марта удовлетворил жалобу Харьковского городского совета. СБУ отказано в возбуждении уголовного дела № 1747 по факту растраты бюджетных средств в особо крупных размерах. Мэр Харькова Михаил Добкин поделился мыслями по этому поводу с масс-медиа.
Почему-то именно в День дураков городской голова изъявил желание поговорить и собрал пресс-конференцию. Он прошелся не только по концерну «АВЭК» во главе с А. Фельдманом, но и коснулся других, не менее интересных вещей. Например, изваяния (макета) губернатора Харьковской области А. Авакова, которое М. Добкин предложил поставить в студии программы «Дуэль», поскольку сам А. Аваков отказался живьем участвовать в теледебатах.
Что до суда и растраты, то в этой коллизии еще рано ставить точку. В таких процессах, и это подтвердят юристы, решение суда первой инстанции еще ничего не значит. СБУ не замедлила сразу же подать апелляцию, и точно так же поступил бы горсовет в случае иного решения Киевской районной Фемиды. Однако первая громкая победа горсовета налицо.
Заключение по проверке Генпрокуратурой законности возбуждения уголовного дела гласит: дело заведено преждевременно и без правовых оснований. Данная формулировка оказалась настолько исчерпывающей, что Киевский районный суд практически без изменений воспользовался ею в своем решении.
Выходит, горсовет судебной дланью отвесил СБУ звонкую пощечину. Не то чтобы у Службы безопасности потемнело в глазах, но само возникновение подобного постановления не сулит ведомству Мухатаева ничего хорошего. Получилось, как у Шекспира — много шума из ничего. В воздухе повис саркастический вопрос М. Добкина: где, в каком чулане горсовета прятались террористы, на поимку которых СБУ снарядила бойцов антитеррористического спецподразделения «Альфа»? Михаил Добкин преподносит свою версию случившегося. «Действия господина Мухатаева — язык не поворачивается назвать его генералом, — направлены на то, чтобы остаться на своем высоком посту. По моей информации, единственное, почему его оставили работать в Харькове руководителем СБУ, было личное обещание Мухатаева разобраться с господином Добкиным и господином Кернесом». Кому именно побожился генерал, М. Добкин не уточнил, сказал только, что сделает это в другой раз. «Желания у Мухатаева много, но чего-то ему не хватает, чтобы претворить свое обещание в жизнь». Чего именно не хватает генералу, М. Добкин тоже не уточнил, — надо надеяться, не из-за нехватки того же самого.
12 марта, по возвращении из Франции, М. Добкин прямо в Борисполе был подвергнут обыску сотрудниками СБУ Харьковской области — они приехали, чтобы собственноручно покопаться в мэрских чемоданах. Мэр беседовал потом на эту тему с руководителем СБУ Украины Наливайченко в его персональном кабинете, выслушал извинения за глупые и на редкость тупые (лексика оригинала) действия г-на Мухатаева и причиненные неудобства. Наливайченко сокрушался, что не имеет рычагов для увольнения Андрея Мухатаева, которому покровительствуют очень влиятельные государственные люди, а затем, в публичных выступлениях, хвалил его за те же глупость и тупость. Вот и верь после этого, что самые непоследовательные создания на свете — беременные женщины…
Сопоставив бориспольский шмон с событиями 18 числа в горсовете, М. Добкин пришел к заключению: главной задачей СБУ Харьковской области было, возбудив уголовное дело, решением следователя отстранить М. Добкина и Г. Кернеса от должностей на период ведения следствия, тем самым лишив их возможности защищаться от произвола, парировать надуманные обвинения и пресекать вылазки. Первый этап плана — обыск в бориспольском терминале, провалился. М. Добкин подозревает, что в его вещах хотели найти что-то вроде партии золотых часов или яиц Фаберже, а затем привлечь по факту незаконного ввоза ценностей на территорию Украины. Через несколько дней фабрикуется дело по растрате в особо крупных размерах, ну а дальше уже, как говорится, суд и Сибирь. Как красиво звучит — мэр-растратчик, пойманный на таможне с грузом контрабандных будильников.
Итак, контрабанда не найдена (кто знает, а вдруг часы отобрали еще в аэропорту Орли?), антреприза в горсовете оказалась напрасной. Дело тем не менее продолжается. Оставим в стороне гражданскую и нравственную анатомию городской власти и задумаемся о профессионализме Службы безопасности. Без обобщений, единственно на примере данного случая. Можно подумать, СБУ действовала только в расчете на психическую неуравновешенность М. Добкина и Г. Кернеса, которые при виде «Альфы» немедленно тронутся умом и напишут явку с повинной. Такая трансцендентная самоуверенность еще простительна для компании, играющей навеселе в пейнтбол. Когда государственная структура, конкурирующая с ЦРУ, лихорадочно цепляется за первую попавшуюся возможность, в которой усомнился бы даже судебный пристав, — извините, этой структуре и впрямь чего-то не хватает. Возможно, грамотного юрисконсульта.