Водопроводчик в третьем поколении
Общий стаж работы трудовой династии Пономаревых-Савченко уже перевалил за сто лет. С ХІХ века и по сегодняшний день они трудятся в городской системе водоснабжения.
Игорь Савченко — водопроводчик в третьем поколении. Основатель их династии Степан Пономарев работал на городском водопроводе с момента его появления. В 1913-м году он стал главным инженером, а затем и директором. Своего деда Игорь Павлович видел только на фотографиях и знает о нем только по рассказам матери.
— Мама рассказывала, что они жили на территории насосной станции, — вспоминает Игорь Савченко. — Там была водонапорная башня и трехэтажное здание, в котором располагалось управление харьковским водопроводом. Дедушка там и жил, и работал.
В то время воду развозили по городу в больших бочках. Некоторые люди подходили прямо к водонапорной башне. Ведро воды стоило 1 копейку, но позавидовать таким тарифам можно только на первый взгляд.
1 кг пшеничного хлеба — 12 копеек.
1 кг пшенной крупы — 10 копеек, гречневой — 18 копеек, картофеля — 2 копейки.
1 кг масла — 90 копеек,
1 л молока — 7-8 копеек.
Десяток яиц — 20 копеек.
1 кг говядины — 42 копейки, баранины — 29 копеек.
За 25 копеек можно было приобрести 1 кг селедки, за 37 копеек — 1 кг сахара.
Коробок спичек стоил всего 1 копейку. Правда, в коробке было не 60, как сейчас, а 500 спичек.
Трамвайный билет в те годы обходился в 5 копеек.
И, наконец, доллар США в 1913-м году стоил всего… 20 копеек.
Степан Пономарев был человеком уважаемым и образованным. Учился и набирался опыта в Париже, Венеции и других городах, стараясь подсмотреть, как европейцы совершенствуют свою систему водоснабжения. В наследство Игорю Савченко достался старинный письменный стол, за которым работал его дед. На нем стояла латунная пепельница, подаренная Степану Пономареву одной шведской компанией. Семейную реликвию Игорь Павлович передал в музей КП «Вода». Правда, через некоторое время она загадочным образом исчезла: скорее всего, кто-то из посетителей позарился на антикварную вещь.
Дети воды
Прославленная Григорием Квиткой-Основьяненко Гончаровка в ХХ веке превратилась в настоящее поселение водопроводчиков. Здесь они жили и работали, обзаводились семьями и растили детей. Нина Пономарева-Савченко, как дочь бывшего главного инженера и директора водопровода, тоже долго не раздумывала насчет места работы. Почти всю свою жизнь она стучала по пишущей машинке, будучи секретарем в «Водотресте». Ее сын Игорь тоже продолжил «водопроводную» династию.
— Даже представить не могу, чтобы я работал в каком-то другом месте, — говорит Игорь Павлович. — Тут у меня и дед проработал, и мать. Мы и жили здесь, поэтому и земля, и воздух, и, конечно, вода — все родное.
Кабинет Игоря Савченко находится в том же здании, где сам Игорь Павлович когда-то появился на свет. Тридцать третий «красный дом» раньше служил общежитием для сотрудников горводопровода. Игорь и другие «водные» дети были вовлечены в семейное дело чуть ли не с пеленок. Мальчишки с самого детства видели, как работают водопроводчики. Пятилетнего Игоря все время тянуло помочь веселым и крепким парням. С аварийными ситуациями разбирались вручную: экскаваторов в Харькове тогда еще не было. Взвалив на плечи ломы и лопаты, рабочие отправлялись ремонтировать трубы: где-то лопнул металл, где-то появились свищи — дыры от коррозии.
Сейчас Игорь Савченко возглавляет профком КП «Вода». На предприятие, которое раньше называлось «Водотрест», он пришел в 16 лет. Никаких поблажек потомственному водопроводчику не было: парень устроился простым токарем, потом работал слесарем и мастером. В 60-е годы родственные связи на производстве вообще не приветствовались. Династии, конечно, не запрещали, но иметь в числе подчиненных жену или детей считалось дурным тоном. Игорь Савченко считает, что это в корне неправильно.
— К счастью, такие порядки уже ушли в никуда, и семейственность только приветствуется, — говорит он. — Потому что иначе теряются те знания и опыт, которые приобрели родители и все предшествующие поколения.