ОУН, УПА и решение еврейского вопроса

В 2008-м году увидела свет монография А. Дюкова "Второстепенный враг. ОУН, УПА и решение "еврейского вопроса". Монография посвящена участию ОУН и УПА в уничтожении евреев. Начиная работу над этой темой, автор преследовал две взаимосвязанные задачи: во-первых, проанализировать существующую украинскую и зарубежную историографию по теме, а во-вторых, с опорой на документы из украинских и российских архивов исследовать узловые вопросы, связанные с участием ОУН и УПА в холокосте.

В монографии рассматриваются предвоенные планы ОУН по отношению к евреям, участие боевиков ОУН в уничтожении евреев летом 1941 года, изменение программных установок ОУН по "еврейскому вопросу", участие формирований УПА в антиеврейских акциях, а также судьба мобилизованных в УПА евреев.

"Эта книга никогда не появилась бы на свет, - написал автор во вступлении, - если бы не поддержка ряда людей, проживающих как в России, так и в Украине. Сопредседатель российского Фонда "Холокост" Илья Альтман (Москва), с неизменной благожелательностью наблюдавший за моими исследованиями, два года назад предложил мне написать несколько статей о деятельности ОУН-УПА для российской "Энциклопедии холокоста". Монография, которую Вы держите в руках, - прямое следствие этого предложения.

Владимир Ищенко (Киев) щедро предоставил в мое распоряжение неопубликованные документы по истории ОУН-УПА из Центрального государственного архива органов государственной власти Украины и Центрального государственного архива общественных объединений Украины, тем самым серьезно расширив источниковую базу исследования.

Историк Олег Россов (Днепропетровск) взял на себя труд прочесть отдельные главы монографии и сделал ряд ценных критических замечаний. Он также предоставил мне ряд документов из украинских архивохранилищ и некоторые ставшие библиографической редкостью издания.

Представитель издательства "Літопис УПА" на Украине Игорь Гомзяк (Львов) с неизменной вежливостью и оперативностью снабжал меня выходившими в этом издательстве сборниками документов. Это заслуживает благодарности еще и потому, что господин Гомзяк не разделяет моих взглядов относительно ОУН-УПА".

Предлагаем вашему вниманию отрывок из монографии.

Начало уничтожения: антиеврейские акции ОУН летом 1941 года

Нападение Германии на Советский Союз дало украинским националистам возможность приступить к реализации содержащихся в инструкции "Борьба и деятельность ОУН во время войны" планов, в том числе, разумеется, и антиеврейских. Перед началом боевых действий ОУН (Б) были созданы "походные группы", которые должны были следовать за передовыми частями вермахта, ведя политическую пропаганду и организуя вооруженную "украинскую милицию". Отдельная спецгруппа во главе с руководителем ОУН (Б) Ярославом Стецко была направлена во Львов с целью провозглашения самостийной Украинской державы.

Именно походная группа Стецко одной из первых столкнулась с "еврейским вопросом". В селе под Краковцем был убит немецкий солдат. В ответ немецкое командование расстреляло двух селян, оказавшихся украинскими националистами, и еще двоих арестовало. Стецко, исповедовавший крайне антисемитские взгляды, был возмущен подобной неразборчивостью немецких союзников. Его возражения были услышаны, и после гибели следующего немецкого солдата, как с удовлетворением писал Стецко в отчете Бандере от 25 июня 1941 года, "арестовали только жидов". Однако этим Стецко не ограничился. "Создаем милицию, которая поможет жидов устранить и защитить население", - писал он в том же отчете.

Следует заметить, что Стецко придерживался крайних антисемитских взглядов. "Москва и жидовство, - писал он несколько недель спустя, - главные враги Украины и носители разложенческих большевистских интернациональных идей. Считая главным и решающим врагом Москву, которая властно удерживала Украину в неволе, тем не менее, оцениваю как вредную и враждебную судьбу жидов, которые помогают Москве закрепостить Украину. Поэтому стою на позиции уничтожения жидов и целесообразности перенесения на Украину немецких методов экстреминации (уничтожения) жидов, исключая их ассимиляцию и т.п.". Неудивительно, что именно Стецко оказался у истоков массовых антиеврейских акций.

Впрочем, роль личности в истории в данном случае не следует преувеличивать. В задачи походных групп изначально входило уничтожение "вредительских элементов", в том числе евреев. Об этом совершенно однозначно говорится, например, в информационном листке Северной походной группы: "Деятельность подразделений: помощь в организации государственного порядка, организация сетки ОУН, пропаганда, ликвидация вредительских и враждебных элементов (энкаведистов, сексотов, жидов, поляков, москалей)".

В это время в тылу советских войск начались подготовленные украинскими националистами вооруженные выступления. Боевики ОУН нападали на государственные учреждения, небольшие подразделения Красной Армии и даже предприняли ряд попыток захватить тюрьмы, в которых содержались их арестованные сообщники. "Когда советские войска отступали, Гуменюк со своей бандой установил пулеметы на крышах и обстреливал войска, которые там проходили, - вспоминала проживавшая в селении Зеленый Усть еврейка Регина Крохмаль. - Кого не убили на месте, того брали в плен. Я видела такой факт: Гуменюк Юзеф в Зеленом Усте топтал ногами солдата Красной Армии, солдат с плачем умолял его и просил, чтобы ему подарили жизнь, поскольку имеет жену и детей, но Гуменюк Юзеф не позволил себя уговорить и сказал, что уже долго ждал этого момента, чтобы отомстить коммунистам. Далее сказал, что коммунист, еврей и поляк не имеют права на жизнь, затем убил его ударом карабина по голове".

Установка, что "коммунист, еврей и поляк не имеют права на жизнь", по всей видимости, была очень широко распространена среди украинских националистов. В соответствии с инструкцией от мая 1941 года, еще до прихода немецких войск оуновцы начали разворачивать террор против "нежелательных элементов". Крестьянин Роман Отоманчук, проживавший в селе Переволоки Тернопольского района, впоследствии вспоминал: "Когда началась немецко-большевистская война, в село пришел незнакомый мне человек, созвал всех членов ОУН и сознательнейших мужчин и сказал, что идет война, что мы все должны взять оружие в руки и добывать УССД. Среди собранных был и я. Уже той же ночью мы уничтожили 18 сексотов, а среди них большинство жидов". Впрочем, этот эпизод нехарактерен: в большинстве случаев уничтожение "нежелательных элементов" начиналось уже после отступления частей Красной Армии.

Одними из первых националистический террор испытали на себе поляки и евреи Львова. Уже через несколько дней после нападения Германии на СССР украинские националисты попытались устроить во Львове восстание. Они обстреливали проходившие через город части Красной Армии и даже попытались захватить городские тюрьмы и освободить своих арестованных соратников. Советские войска оставили город в ночь на 30 июня 1941 года; ранним утром во Львов вошел сформированный абвером из украинских националистов батальон "Нахтигаль" ("Соловей"), а вслед за ним - походная группа Ярослава Стецко. Основной целью походной группы Стецко было провозглашение Украинской державы. Руководство ОУН (Б) имело основания надеяться на то, что этот акт найдет поддержку у нацистских властей - ведь буквально несколько месяцев назад во время нападения Германии на Югославию по схожему сценарию было образовано "Независимое государство Хорватия", признанное нацистами. Что же касается батальона "Нахтигаль", то он должен был обеспечить силовую поддержку новоявленного "украинского правительства".

Провозглашение "Украинской державы" не вызвало серьезных проблем. Членами походной группы Стецко было организовано собрание представителей украинской общественности, на котором был зачитан "Акт 30 июня 1941 года". Премьер-министром "украинского правительства" стал Ярослав Стецко, одним из первых распоряжений которого было указание об организации "украинской милиции".

Тем временем в городе начались масштабные антиеврейские акции. Поводом к ним послужило обнаружение в львовских тюрьмах тел заключенных, расстрелянных перед отступлением советских войск. Вина за эти расстрелы была возложена на евреев, аресты которых "украинской милицией" начались немедленно. Часть арестованных евреев была пригнана в тюрьмы, где их заставляли хоронить тела расстрелянных. Представитель МИД Германии при командовании 17-й армии Пфаляйдерер на следующий день сообщал в Берлин: "Прибыл вчера во Львов, когда в восточных предместьях еще продолжались бои… На улицах многочисленные члены украинских организаций с желто-синими значками, некоторые также с оружием. Город в некоторых местах пострадал от поджогов русских и от военных действий. Теперь есть острые выступления населения против евреев".

В приложении к монографии помещены ранее не публиковавшиеся документы из фондов Центрального архива ФСБ России о связях ОУН с нацистскими спецслужбами и преступлениях формирований ОУН и УПА. Несмотря на то, что эти документы, как правило, не имеют прямого отношения к теме исследования, знакомство с ними позволяет расширить представления о деятельности ОУН и УПА.

Автор не считает свою работу исчерпывающей, однако надеется, что после ее публикации отрицание вклада ОУН и УПА в уничтожение евреев станет невозможным.

"Киев еврейский", № 9, сентябрь, 2008 год.

 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters