Коррупционер неподсуден, а посему непобедим?..
В нашем сознании такие понятия, как «преступление» и «наказание» взаимосвязаны: преступник должен быть наказан. Однако на деле так получается далеко не всегда. Особенно трудно наказать нечистого на руку чиновника. И чем выше ранг «деятеля», тем тяжелее привлечь его к ответственности.
Об этом на пресс-конференции журналистам рассказали заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями УМВДУ в Харьковской области Роман Тертишников и заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью УМВДУ в Харьковской области Сергей Мережко.
Немного цифр
Вряд ли кто станет отрицать, что коррупция проела наше общество насквозь. Взяточничество, злоупотребление служебным положением — это уже стало нормой.
Заместитель начальника УБЭП Роман Тертишников рассказал, что в этом году в области зарегистрировано 114 преступлений, связанных с коррупцией. Взяточничество в органах местного самоуправления, в сфере здравоохранения и образования… Уголовных дел, не связанных с взяточничеством (халатность, злоупотребление служебным положением и т.д.), было заведено 142. Составлено 157 протоколов, наложено штрафов на сумму более 22000 гривен.
Можно скептически поморщиться: за год — всего-то 22000, каких-то 114 преступлений, 157 протоколов… Да у нас в районе ни один чинуша без взятки справку не подпишет! А попробуй пройти медосмотр без заветной шоколадки! Или попытайся ребенка в вуз «поступить» без мзды! Не говоря уже о ГАИ. Но кто из нас согласится официально предъявить иск врачу, чиновнику, преподавателю, обвинить в вымогательстве? К тому же, если оперативникам и удается поймать преступника за руку, суд частенько признает его невиновным, и все труды милиции идут насмарку. В лучшем случае его оштрафуют на смешную сумму или, если он мелкая сошка, уволят.
Попробуй, накажи…
Одним из самых резонансных остается дело Геннадия Бакаляра — начальника городского управления учета и распределения жилплощади, которого обвиняют в получении взятки в размере 38000 гривен. Со дня задержания чиновника прошло уже почти два года, а воз и ныне там. Вину Бакаляра доказать так и не смогли, несмотря на наличие спорной видеозаписи и показания потерпевшего. Роман Тертишников по этому поводу, в частности, сказал: «Я не хочу комментировать решение судьи, скажу лишь одно: экономические преступления совершают не только большие чиновники, но и пожарные, милиция, разные инспекторы, но их быстренько отправляют в ИВС. А Бакаляр гуляет на свободе… Просто у чиновников есть возможность решать такие вопросы через суд».
Пример этот — не единичен. Замначальника УБОП Сергей Мережко посетовал, что иногда уже на второй-третий день после того, как дело передано в суд, вдруг оказывается, что доказательств недостаточно, хотя для того, чтобы изучить материалы дела, одного дня явно не хватит. Как в судах ухитряются в течение пары дней изучить дело и вынести вердикт, остается загадкой.
Секрет фирмы…
Сегодня правоохранительными органами заведен ряд уголовных дел, связанных с земельными вопросами. По словам Сергея Мережко, для незаконного получения куска земельного пирога уже сложилась определенная схема: регистрируется фиктивное предприятие, затем дельцы обращаются к властям и им выделяются участки — 10–20 соток.
— Дивным образом на вновь открытое предприятие, имеющее в штате один-два человека, у которых отсутствуют лицензии на проведение строительства, на другую деятельность, выделяются земельные участки, — рассказывает Сергей Иванович. — Причем в ходе следствия выясняется, что некоторые руководители этих фирм даже не знали об этом.
По таким фактам УБОП неоднократно возбуждал уголовные дела, однако, говорит Сергей Мережко, их часто отменяют еще на стадии возбуждения, и чаще всего такие решения принимают Киевский и Ленинский районные суды. Сегодня идет следствие по пяти таким делам, и милиция обещает завершить работу в течение полутора месяцев. Но что скажет суд и дойдет ли вообще дело до суда? В свете сказанного Романом Тертишниковым и Сергеем Мережко возникают сомнения в том, что коррупционеры у нас вообще подсудны.
К слову, в ходе пресс-конференции высокие милицейские чины почему-то «скромно» умолчали о случаях коррупции в своих доблестных рядах. Наверное, неподкупны, а посему неподсудны…