Храм покровителя Харькова
Трудно себе представить, что невзрачное здание на улице Полтавский шлях, облицованное серой плиткой, некогда считалось одним из самых красивых храмов Слобожанщины. Для нынешнего поколения харьковчан оно, скорее всего, ассоциируется с кинотеатром "Спорт" или обществом ДОСААФ.
Покровители
Благодаря прославленным землякам - равноапостольным просветителям Кириллу и Мефодию - культ великомученика Дмитрия Солунского широко распространился среди славян. По народным поверьям, именно этот святой должен был защищать подходы к городу от внешних врагов. Считается, что благодаря заступничеству Дмитрия Солунского Харьков был спасен, как минимум, от тринадцати нападений крымских татар.
Имея такого надежного покровителя, прибывшие в середине XVII столетия поселенцы построили на территории Гончаровской слободы величественную деревянную церковь. Храм был выдержан в традиционном для центральных регионов архитектурном стиле украинского барокко. Доподлинно известно, что в 1689 году настоятелем прихода являлся отец Петр Федоров. Данные сохранились благодаря его сыну - священнику Григорию Витинскому, перенявшему настоятельство в 1719 году. Переписи 1724 и 1732 годов свидетельствуют о существовании при парафии церковного братства.
Вблизи современного перекрестка улиц Карла Маркса и Маршала Малиновского находилось кладбище для жителей Залопани, просуществовавшее до начала XIX века. Такое соседство привело к тому, что в церкви чаще обычного правили панихиды и отпевали покойников. К середине XVIII века храм существенно устарел, поэтому в 1764 году его разобрали и через два года на том же месте построили новый.
Местные святыни
День 19 ноября 1804 года стал трагической датой для всей Гончаровки. От непогашенной свечки вспыхнул сильный пожар. Храм сгорел буквально дотла. Приходский архив был уничтожен полностью. Чудом уцелела лишь копия Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии, которую после этого начали почитать как местную святыню.
По благословению харьковского епископа Кристофора (Сулимы) 6 февраля 1805 года было начато строительство каменного сооружения. Проектировали церковь известные архитекторы - Васильев и Ярославский. Небольшой храм с одним престолом, выполненный в популярных в то время формах ампира, освятили в 1808 году. Автор "Сватання на Гончарівці" Григорий Квитка-Основьяненко был прихожанином этой церкви.
В 40-х годах XIX века осуществили реконструкцию здания и существенно расширили его территорию. Левый придел освятили в память о преподобном Сергии Радонежском. Правый, по просьбе прихожан, стал носить имя Смоленской иконы Богородицы. Новым в то время был неославянско-византийский стиль, в котором была выполнена высокая колокольня. Издалека она напоминала минарет мечети, придавая архитектуре старой части города элементы восточного колорита.
Реконструкция
После появления железной дороги и строительства вокзала Гончаровка стала чуть ли не центральным районом города. Свято-Дмитриевская церковь уже не могла вместить всех желающих, поэтому в начале 80-х годов XIX века назрела необходимость проведения нового этапа реконструкции. В 1877 году первым священником храма стал отец Иоанн Чижевский - самый выдающийся настоятель. Общими усилиями прихожанам удалось собрать необходимые для строительства деньги, и в 1888 году началось возведение одной из самых красивейших церквей города. Проект изготовил профессор Харьковского технологического института Михаил Ловцов. В своей работе зодчий смело объединил разные формы и стили. Трехъярусная, похожая на башни московского Кремля, колокольня органично сливалась с готическими, византийскими и староукраинскими элементами декора, создавая неповторимую композицию. Шедевр архитектурной эклектики был завершен в 1896 году. Перестроенная церковь вмещала 2100 прихожан. В начале XX века церковь посещал студент юридического факультета университета Михаил Максимович, позже канонизированный как святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец.
Вандализм
В 20-х годах прошлого столетия храм несколько раз нещадно грабили. В 1929 году Дмитриевская церковь была осквернена, а в феврале 1930 окончательно закрыта. Помещение передали в собственность клуба "Автодор". В 1935 году большевики уничтожили все купола, демонтировали колокольню и ликвидировали уникальные украшения на фасаде здания. В алтаре оборудовали кабинет для начальника общества ДОСААФ, а также гараж и кладовую.
После войны помещение на Свердлова, 44 занял кинотеатр "Спорт". На месте иконостаса поставили экран, а клирос приспособили под будку киномеханика. Внутри церкви располагались мастерские, маленькие магазинчики и кафе "Витязь". Сокрушительный удар по храму был нанесен в 1966 году, когда окончательно уничтожили росписи, а фасад "украсили" керамической плиткой.
Даже первые службы в возрожденном в 1992 году приходе нередко проходили под шум верстаков и нецензурную брань рабочих. Иногда, не дождавшись окончания Литургии, сотрудники кинотеатра начинали сеанс, а помещение приходилось каждый раз святить по-новому. В начале 90-х прихожане УАПЦ вынуждены были устанавливать круглосуточное дежурство, чтобы предотвратить визиты нежеланных гостей. Благодаря архиепископу Харьковскому и Полтавскому Игорю Исиченко, с 1 ноября 1993 года богослужения в Свято-Дмитриевской церкви становятся регулярными.
Внутренний враг
Уже несколько лет у входа со стороны Полтавского шляха висит огромный стенд, на котором - фотография храма до революции. К сожалению, восстановить его в прежнем величии вряд ли не удастся.
Не одно столетие великомученик Дмитрий Солунский защищал харьковчан от внешних угроз, но внутренний враг оказался ему, видимо, не под силу. От равнодушия властей и бездеятельности меценатов храм украинской автокефальной православной церкви постепенно приходит в упадок. Может быть, поэтому и сотрясают наш город всевозможные конфликты, что о храме, носящем имя его покровителя, никто нынче не вспоминает?