Зоя Алфёрова: «Ситуация с украинским кино сейчас не трагическая и не депрессивная, как некоторые ее представляют»
На днях наша страна будет праздновать День украинского кино. Отмечают его во вторую субботу сентября и приурочен он ко дню рождения выдающегося кинорежиссера Александра Петровича Довженко — 12 сентября.
Наш город может гордиться: первое украинское кино было снято в сентябре 1896 года именно у нас известным харьковским фотографом Альфредом Федецким. Сейчас отечественная киноиндустрия переживает не лучшие времена, но самый тяжелый период уже позади. По мнению председателя Харьковского отделения Союза кинематографистов Украины, доцента кафедры искусствоведения, языковедения и языкознания Харьковской государственной академии культуры Зои Алферовой, наш кинематограф развивается, и, можно сказать, успешно.
Модель развития — европейская
— Зоя Ивановна, расскажите о плюсах и минусах нашего кинематографа. Все ведь не так мрачно, правда?
— Безусловно. Ситуация с украинским кино сейчас не трагическая и не депрессивная, как некоторые ее представляют. Я бы назвала ее скорее интересной. Наша киноиндустрия начинает потихоньку работать. Может, не такими темпами, как хотелось бы, но мы снимаем кино, и довольно успешно. А главное — мы выбрали для себя не тот путь, по которому пошла Россия. У нас другая модель развития — европейская.
— А в чем основное различие?
— В России, как и во времена Союза, главным заказчиком кино (и, соответственно, идеологом) тотально выступает государство. Оно же и финансирует кино, впоследствии участвуя в распределении прибыли. Я довольно часто общаюсь с российскими продюсерами, режиссерами, и могу сказать, что их это почему-то устраивает. Наверное, пережив непростые 90-е, основательно поголодав, наши российские коллеги предпочитают просто выполнять госзаказ, гарантированно получать деньги, поступаясь в чем-то своей свободой — за нее все-таки нужно платить.
— А что значит — работать по европейской модели?
— Наш кинематограф работает по европейской схеме, где участие государственных институтов минимальное: кино почти на 100% — коммерческое. Государство участвует в создании образовательного, научно-популярного, иногда документального кино, а доля этих фильмов в общей массе — минимальна. Коммерческое же кино создается не какой-то одной структурой. В Европе порядка полутора тысяч кинематографических ассоциаций, профессиональных гильдий, обществ, фондов, работающих в самых различных направлениях, что называется, на любой вкус. А режиссеры уже сами выбирают, с кем сотрудничать.
Плюсы и успехи…
— И в чем же плюсы такого пути для нашего кино?
— Сегодня вся продукция российского кинематографа, поступающая на рынки, явно пронизана государственной идеологией. Взять, к примеру, режиссера Владимира Хотиненко, который позиционирует себя как либерал. Все его последние картины, такие, как «1612-й год», вряд ли выражают мнение и видение художника и режиссера Хотиненко — это все та же государственная идеология. И этот пример — не единичен. Наши режиссеры менее подконтрольны, отсюда и разнообразие жанров, а главное, свобода выбора.
— Как это отражается на успехах отечественного кино?
— Свобода выбора позволяет снимать конкурентоспособное кино — ограничений никаких. Пойдя по такому пути, мы смогли создать кинорынок, работающий по европейским канонам. Создана украинская кинофундация, которая занимается промоутерской деятельностью за рубежом: выходит систематический каталог украинских фильмов, который получают посольства Украины во всем мире. И благодаря этой программе мы начали продавать кино за рубеж. Кстати, в этом году в Каннах мы открыли свой павильон, и продали фильмов не меньше, чем Россия, несмотря на то, что опыт Украины в подобных делах куда меньше, чем российский. А что касается наград, то мы пока больше номинируемся. Но есть и достижения: к примеру, на Берлинском кинофестивале наши режиссеры Степан Коваль и Тарас Томенко получили первый приз. Наш старейший аниматор Евгений Сивоконь получил на этом же фестивале Гран-при. На Каннском фестивале Игорь Стрембицкий тоже получил Гран-при. Так что нам уже есть чем гордиться.
Дебют — на мировом рынке
— Что можно сказать о дебютном и студенческом кино? Ведь это будущее отечественного кинематографа…
— В Киеве регулярно проводится кинофестиваль «Молодость», где начинающие режиссеры могут не просто позиционировать свои работы — фестиваль имеет статус международного, а это школа, обмен опытом, и опять-таки, возможности для выхода на рынок. Киноработы украинских начинающих режиссеров охотно покупают те же французы, и эти фильмы попадают на мировой рынок: есть такой специфический и очень перспективный сектор — рынок студенческого и короткометражного фильма. Молодежи есть к чему стремиться, у нее есть возможности для профессионального роста.
— А как можно оценить успехи харьковских режиссеров?
— В Харькове киношкола при академии культуры создана не так давно. Но уже сейчас среди выпускников кинотелефакультета можно выделить талантливых кинематографистов, таких, как, к примеру, Андрей Сторожук. Из более зрелых харьковских режиссеров хотелось бы отметить Игоря Парфенова, который снимает игровое кино на тему защиты животных… Когда-то в нашем городе существовал клуб кинолюбителей. К сожалению, он прекратил свое существование. Думаю, его стоит возродить, ведь любителей кино у нас немало. Сейчас такой клуб заменяет кинотеатр «Боммеръ», где крутят некоммерческое кино, но он всегда полон зрителей…
Не проблема, а политика
– И, конечно, мы не можем обойти и проблему дублирования зарубежных фильмов на государственный язык…
— В этом нет ничего плохого. Конечно, поначалу это вызвало даже отток зрителей из кинотеатров, но все постепенно приходит в норму, зритель возвращается, ведь украинский язык для большинства из нас не является чужим. Что касается российского кино, то сейчас в большинстве случаев фильмы из России субтитрируют, дублирование же сокращают. Так что большой проблемы здесь нет — это скорее политика. А вообще, в заключение нашей беседы я бы хотела, во-первых, поздравить всех любителей кино. Во-вторых, давайте верить, что украинское кино обретет свое лицо и достойное место в европейском и мировом кинематографическом процессе.