До и после Чернобыля

До и после Чернобыля

Есть в нашем календаре такая дата: 14 декабря — День чествования ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вообще-то, многие «чернобыльцы» относятся к этому скептически. Не нравится ни формулировка, ни смысл. Говорят, не чествовать надо, а повернуться лицом к существующим проблемам.

Но сейчас не об этом. Коль существует такой день, то будем чествовать. Понятие «ликвидатор» тоже растяжимое. Пожарные и солдаты, едва ли не голыми руками разгребающие смертельные обломки, водители и строители, работающие в не защищающих от радиоактивной пыли респираторах, работники станции, ученые, усмиряющие взбесившийся «мирный атом»… И еще есть одна категория «чернобыльцев» — журналисты, работавшие в Зоне. Многие из них, кстати, этого статуса не имеют.

Фотохудожника Юрия Ворошилова знают не только в Харькове. Известный фотожурналист, автор персональных выставок, талантливый мастер, знающий о Чернобыле не понаслышке — за эти годы он побывал там раз пятьдесят. Беседовать с Юрием Ивановичем непросто: у него вредный характер и на все имеется свое мнение, диаметрально противоположное моему. К тому же он не любит штампов, а я задаю «шаблонные» вопросы, которые выводят его из себя. Но мы знакомы не первый год и, в конечном итоге, приходим к «консенсусу».

Юрий Ворошилов говорит, что его жизнь поделена на две части — до и после Чернобыля. Первый раз он попал в Зону буквально через две недели после аварии. Десятки метров пленки — уникальные кадры, легшие в основу его знаменитой фотовыставки «Зона», объехавшей полмира. Киев, Львов, Дрезден, Нюрнберг, Цинцинатти… От крошечных снимков до огромных полотен — здесь собрана история Чернобыля после аварии, и экспозиция постоянно пополняется. Развороченная крыша, люди, техника, саркофаг, опять люди, официальные лица, странные пейзажи… И последний снимок, который Юрий Иванович с горечью называет символом Чернобыля: «Кто следующий?».

Художник говорит, что он — чернобыльский диссидент. Это — разочарование политикой, обманом и коррупцией, возникшими вокруг чернобыльской катастрофы. Многие из тех, кто потерял близких или оставил здоровье у радиоактивных развалин четвертого блока, его поймут. Журналист считает, что Украина превратила Чернобыль в пугало для Запада и, как следствие, в кормушку для недобросовестных высокопоставленных госчиновников, которые не могут толком отчитаться за средства, полученные из Европейского банка реконструкции и развития на реализацию проекта «Укрытие». И то, что общественные организации «чернобыльцев» превратились в попрошаек и бедных родственников у порога властных структур, его тоже возмущает. Впрочем, не только его.

Но все это не мешает ему оставаться Мастером объектива. И его новый проект «Под небом Украины» это подтверждает. Юрий Ворошилов — мастер и любитель снимать сверху. Начиная с крыши сарая и заканчивая самолетом. Его снимок площади Дзержинского, сделанный с борта правдами и неправдами зафрахтованного вертолета, стал визитной карточкой города и украсил обложки журналов и буклетов. Сейчас Юрий Иванович закончил работу над полтавским альбомом проекта. На очереди — другие города. Но все это — после Чернобыля, поделившего жизнь пополам.

Ольга Попова (Пугач) 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters