Чернобыль и Харьков. Герои с протянутой рукой
Черная страница в украинской истории появилась 24 года назад. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года произошла техногенная катастрофа, аналогов которой нет в мире. Это событие в миг перевернуло судьбы сотен тысяч людей.
Из зоны отчуждения переселили десятки тысяч местных жителей, многие из них вследствие полученной дозы радиации сегодня страдают онкологическими заболеваниями. Больше всех пострадали те, кто ценой собственного здоровья спасал других. На ликвидацию последствий взрыва на Чернобыльской АЭС бросили специалистов со всего Союза. И хотя советские власти не спешили говорить правду о ситуации в Зоне даже самим ликвидаторам, люди работали там не за страх, а за совесть — в буквальном смысле ценой своего здоровья предотвращая большую беду. Своих героев стране подарил и Харьков. Из Первой Столицы в Чернобыль отправились строители и медики, энергетики и ученые, правоохранители и пожарные.
БЕССТРАШИЕ В КРОВИ
Пришедший из Харькова батальон возглавил полковник в отставке Валерий Елизаров. Бороться с разбушевавшимся атомным монстром тогда еще майор вызвался сам. Он отдал службе в пожарной охране практически всю жизнь. 24 года назад, в день аварии, будучи заместителем начальника штаба пожаротушения УПО в Харьковской области, Валерий Елизаров дежурил по управлению.
— К нам поступило сообщение из Киева, в котором говорилось, что что-то произошло на Чернобыльской атомной станции. А мой напарник по службе, оперативный дежурный в Киеве Алексей Осельский, сразу же, одним из первых туда выехал. Так совпало, что в Харькове 25 апреля проводилось всеукраинское совещание начальников областных управлений пожарной охраны. Гостям показывали ПГПЧ-2, учебный центр по подготовке пожарных, газодымозащитную камеру. Я там проработал несколько лет, готовя эту базу. И все коллеги во главе с генералом Десятниковым пришли посмотреть на эти разработки. А потом мы провели гостей и многие из них отправились в Киев. И когда они уже были на подъездах к столице, примерно в 1.20 ночи, и произошел взрыв на ЧАЭС... А 4 мая мы уже получили команду формировать батальон пожарной охраны, — рассказывает Валерий Викторович.
Алгоритм был известен: по линии военкомата проходила мобилизация приписного состава, предусмотренного на случай военных действий. Из призванных граждан формируется батальон для выведения в ту или иную точку. То же самое было сделано у нас. МВД СССР получило приказ, была дана команда о мобилизации, и военкоматы стали набирать людей по спискам.
— Главное было — выяснить обстановку, — вспоминает Валерий Елизаров, — ведь конкретно никто ничего не знал, то и дело рождались самые нелепые слухи и домыслы. К тому же, опыта тушения таких пожаров ни у кого не было. Лишь спустя время харьковчане поняли, что зрительного восприятия у радиации нет.
— Только позже мы стали замечать ее присутствие по першению в горле, ухудшению состояния здоровья, возникновению кашля, головокружения, частым кровотечением из носа. А так — никакой опасности не было видно. То есть, по сути, мы ехали в неизвестность…
ТЕХНИКА СЛАБЕЕ ЛЮДЕЙ
Еще один ликвидатор-харьковчанин, председатель областной организации «Союз Чернобыль Украины» Анатолий Винник рассказывает, — харьковчане реагировали быстро. Им удалось ликвидировать пожары, не давая распространиться опасному огню дальше.
— 12 мая произошел пожар на атомной станции в кабельном тоннеле, где уровень радиации был за 150 и более 300 рентген. Харьковские пожарные вместе с черниговскими принимали участие в тушении пожара и не растерялись — ликвидировали, не дали распространиться. А ведь что такое кабельные каналы на электростанции — сотни километров кабеля, который уложен в лотках — по кабелям огонь мог пойти гулять по всем блокам оставшимся кроме 4-го, это усугубило бы ситуацию, которая итак крайне сложна была в то время.
Первые заезды спасателей работали в авральном режиме. Нужно было, решая проблемы, сохранять силы и энергию. Ликвидаторам доводилось по 250 человек жить в одной палатке, ходить в сапогах по 30-градусной жаре и даже «разводить тучи руками». За месяц не выпало ни одного дождя, тучи разгоняли специально, чтобы потоки воды не разносили радиоактивную пыль на незараженные участки. В таких обстоятельствах риск получить «букет» разнообразных заболеваний увеличивался с каждым часом пребывания в зоне аварии.
— Мы ввели новшество — купили для всех тапочки и разрешили в них ходить по территории батальона. А когда приехало руководство политотдела МВД, хотело устроить «разгон», мол, почему одеты не по форме. Пришлось приглашать врача, который объяснил, что при постоянном нахождении в сапогах ноги пожарных поражает грибок, так что для профилактики болезней приходится переобувать личный состав. Приходилось многое придумывать, изобретать, чтобы справиться с ситуацией, ведь правильные решения были никому не известны, мир еще не сталкивался с такой катастрофой, — вспоминает Валерий Елизаров. Сегодня он признается: страха не было. Мало кто осознавал, с чем столкнулся. Харьковчане вообще отличались уверенностью и мужеством, однако чувство беспокойства не покидало.
— Было ощущение военного времени. К тому же, окружали не совсем известные вещи, это немного давило. А вот когда «знатоки» говорили, мол, что там 200 рентген, ничего страшного, это одноразово вообще не опасно… А потом говорили: «Нельзя снимать респираторы». А как их было не снимать? В поле пыль, жара, надо поесть, ты же не робот. Хотя роботы на крыше реактора и на стройплощадках отказали. Пришлось использовать солдат и курсантов… Техника оказалась слабее людей.
ГЕРОИ В СОВРЕМЕННОСТИ
Валерий Елизаров говорит, — домой из Чернобыля харьковчане возвращались окрыленные. Приподнятое настроение, новая форма. Спустя почти четверть века настроение у ликвидаторов существенно изменилось. За отвагу и героизм многие получили ордена и медали. Но гораздо больше было тех, кто отдал здоровье и даже жизни. Сегодня статистика жестока — живых ликвидаторов осталось не более 13 тысяч. Более половины — инвалиды. Среди этой категории людей показатели смертности — самые высокие. Но время заставило героев протянуть руку.
Председатель областной организации «Союз Черноблыь Украины» Анатолий Винник показывает стопки обращений харьковских ликвидаторов к органам власти разных уровней. Здесь письма предыдущему правительству и на имя экс-президента. Заявления в министерства и различные ведомства. Главные беды чернобыльцев — медикаменты и жилье. А вот пенсии у героев — мизерные: чуть больше тысячи гривен. Винник сетует — практически все программы по чернобыльцам приостановлены, их выполнение сведено к нулю. В то же время, на обеспечение спасателей всем необходимым в год требуется до 50 миллиардов гривен. Все, о чем просят чернобыльцы — нормальное финансирование программ. Сегодня требуется усовершенствование пенсионного обеспечения, усиление защиты статута чернобыльцев и решение проблем социальных и жилищных. Многие ликвидаторы не доживают и до 50 лет. А вот оздоровиться по путевке может лишь каждый девятый чернобылец. На жилье претендуют около 44 тысяч семей. Но денег на это государство не дает. По словам Анатолия Винника, на все просьбы харьковских чернобыльцев приходят отписки, главный тезис которых — «кризис и нестабильная ситуация в стране».
Обижает борцов с атомной катастрофой и банальное невнимание к ликвидаторам. Сегодня чернобыльцы мечтают о создании Оргкомитета по подготовке и проведению памятных мероприятий. К 25-й годовщине со дня трагедии они хотят подготовиться заранее. Говорят — верят новому президенту и его обещаниям. И ждут от нового президента чуда.
А ЧТО СЕГОДНЯ?
Отмечая 24-ю годовщину со дня трагедии в Чернобыле, Президент Украины Виктор Янукович пообещал ускорить строительство «укрытия» на ЧАЭС. По словам Главы государства, четвертый блок еще длительное время будет оставаться угрозой. Однако на реализацию мер, связанных с ликвидацией аварии, Украине не хватает 400 миллионов евро.
Анатолий Винник повторения трагедии не боится. Говорит, — теоретически подобное случиться может. Но не по техническим причинам. Ведь спасатели усвоили уроки времени испытаний и сегодня страшных событий такого масштаба можно избежать. «Единственное, существует, к сожалению, в мире такое явление, как терроризм». Но Винник надеется, что Украине это не грозит. На этой неделе обладатель множества наград и почетных званий, Анатолий Винник — нарасхват. С понедельника он возлагает цветы к памятникам чернобыльцам, дает интервью и участвует в городских и областных памятных мероприятиях. В этом году ликвидаторы получили от областной власти две грамоты и благодарность. Но защитник Отечества вместе со своими друзьями и коллегами надеется на большее. К 25-й годовщине они хотят открыть в Харькове музей Чернобыля. Пока от власти они не услышали конкретного «да», но и отказа тоже не было. Уже сегодня на столе у ликвидатора лежит проект. Есть и предполагаемое помещение — полуподвальное, по улице Фрунзе, 1. Там всего 180 квадратных метров. Но чернобыльцы надеются, что все эти квадратные метры на долгие годы пропитаются духом прошлого. Духом отваги, мужества, боли и настоящей победы.
- Чернобыль и Харьков. Герои с протянутой рукойЧёрная страница в истории Украины
- Великий расколЗамалчивание фактов превращает историю в пропаганду
- Чистый двор — чистый городБольшие дела начинаются с малого
- Все на маевку!Последний месяц весны — май — не менее богат праздниками, чем апрель
- С «Улыбкой» по жизниКогда дарить радость — не просто профессия
- скачать полную версию (2.1 Mb)
Читайте в разделе «Общество»:
- 11 января, 14:41 В Украине могут законодательно ограничить ведение программ и передач политическими деятелями
- 11 января, 14:21 Харьковчан приглашают на мастер-классы от участников вертеп-феста
- 11 января, 14:14 Под Харьковом грузовик столкнулся с пассажирским автобусом: есть жертвы
- 11 января, 13:31 Суд по делу зам мэра Запорожья перенесли
- 11 января, 13:25 Харьковчан просят выбрасывать елки в отведенных местах
- 11 января, 12:36 Учителям повысили зарплату
- 11 января, 11:55 В следующую среду в Харькове завоют сирены. Горожан просят сохранять спокойствие
- 11 января, 11:09 Захват «Укрпочты»: Апелляционный суд оставил Безуха в СИЗО
- 11 января, 10:49 Патрульные продолжают выявлять нетрезвых водителей
- 11 января, 10:42 На Одесской при пожаре погибла пожилая женщина
Комментарии:
Винник льет крокодиловы слезы, а что сделал он когда был при власти - и вобластном совете и когда работал в областной администрации? Выбил себе генеральское звание ! Винник загнал в могилу первого руководителя чернобыльской организации А.А.Карпова, захватил сейчас помещение вместе с однопартийцем Проскуриным и объявил войну ветерану чернобыля Сергею Нечипоренко.