Ветхий фонд или памятники культуры?

Ветхий фонд или памятники культуры?

На днях главный архитектор города Сергей Чечельницкий заявил о том, что в Харькове близко к историческому центру достаточно ветхих зданий, на месте которых будут возведены современные дома. Многие из них представляют если не архитектурную, то историческую и культурную ценности. О некоторых таких домах в программе «Дієслово» с Наталией Дрозд рассказывала музыковед, заслуженный деятель искусств Украины Валерия Кравец.

— Валерия Федоровна, давайте начнем наш разговор с истории дома № 55 по ул. Пушкинской, в котором проживал музыкант Илья Слатин. Несколько лет назад дом буквально за копейки был продан одной из частных структур, а совсем недавно был возращен обратно городу.

— К сожалению, в Харькове мало мало кто интересуется историческим и культурным прошлым. По сути, это те музыканты, которые, так или иначе, связаны с именем или наследием Слатина. А ведь он сделал все для того, чтобы Харьков вошел в число самых развитых в музыкальном отношении городов России. Илья Слатин купил этот дом в декабре 1893 года и жил в нем до конца своих дней, до 1931 года. Многие музыканты, которые приезжали в Харьков, бывали гостями в этом доме, в частности Рахманинов, Скрябин, Танеев, Лысенко. Последний весь гонорар от юбилейного концерта оставил в пользу студентов музыкального училища. Первым стипендиатом, который получил премию Лысенко, был будущий композитор и певец Александр Чижко.

— Я знаю, что Музыкальное общество и Союз композиторов Харькова обращались к властям с предложением создать в доме Слатина музей музыкальной культуры. Нам будет что выставить в нем?

— По площади этот дом недостаточен для того, чтобы показать богатейшее наследие, которое оставило нам искусство 19–20 веков. В этом музее могли быть представлены имена не только Рахманинова или Чайковского, которые бывали в Харькове, но и имена Шостаковича, Прокофьева и др. Последний впервые после эмиграции приехал в СССР в марте 1927 года. В его дневниках — восторженные отзывы о приеме, который устроили харьковчане. В 1926–1934 годах в Харькове бывал Дмитрий Шостакович. Приезжал в наш город и Михаил Глинка. Все это — материалы для музея.

Вообще, домов, связанных с именами музыкантов, в Харькове много. В доме № 9 на пр. Московском (Багалей пишет, что это одно из первых каменных зданий города) в начале 19 века поселился Иван Витковский, ученик самого Гайдна. Он приехал по приглашению Каразина преподавать в университете, создал там музыкальные классы. В 1812 году открыл в Харькове первый музыкальный магазин, для которого выписывал не только ноты и книги о музыке, но и замечательные инструменты.

В Харькове больше 10 раз гаст­ролировал Рахманинов. Он выступал в оперном театре (ныне филармония) и в библиотеке Короленко. В январе 1917 года он дал два концерта, которые были последними концертами в России перед эмиграцией композитора. Нужно отдать должное библиотеке, которая всегда предоставляла свой замечательный в акустическом отношении зал для выступления музыкантов. Через 6 лет в этом же зале будет играть Владимир Горовец, который был племянником Александра Горовца, ученика Скрябина. Александр Горовец — уроженец Киева, закончил Московскую консерваторию и приехал по приглашению Слатина в Харьковское музыкальное училище.

— Дом на Дмитриевской тоже ведь связан с Горовцом?

— Да, Александр Горовец жил на Дмитриевской, 19/2. После того как Владимир Горовец уехал в Америку, Александра Иоахимовича хорошо потрясли: охранную грамоту на стене дома забрали, а семью переселили в подвал. Дом, к счастью, сохранился, но на нем — никаких опознавательных знаков.

— У нас еще есть здание № 28 на Сумской. Расскажите о нем.

— По архивным материалам проходит имя владельца этого дома — Эдуард Людвигович Борт­кевич, купец и промышленник. Он был хозяином винокуренного завода в пос. Артемовка. Сергей Борткевич, его сын — воспитанник Харьковского музыкального училища, который учился сначала у Слатина, затем у Альберта Бенша. Потом уехал в Петербург, в 1914 году вернулся в Харьков и жил здесь до своей эмиграции, до 1920 года. Сейчас это здание собираются перестраивать. Есть предположение, что этот дом будет фундаментом для высотного здания, о чем было заявлено официально.

Считаю, что мы должны заботиться о сохранении этих зданий как исторической памяти. В этом проявление не только нашего национального патриотизма, это элементарное уважение к своей культуре, к своему городу, к тому, что нам оставили предки.

Наталья Скачко 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters