«Сверхреальность» в реальной жизни
В картинах Шагала нет четкой грани, каждый может увидеть в них что-то свое
Тридцатого марта в галерее «АВЭК» Международный благотворительный фонд «Фонд Александра Фельдмана» презентовал выставку «Шагал и другие». Продлится она до конца апреля 2007 года
Открытие выставки приурочено к началу Еврейской Пасхи — Песаха. Все произведения отражают культуру еврейского народа. Главная цель выставки состоит не только в том, чтобы дать харьковчанам возможность «вживую» увидеть подлинные работы одного из крупнейших художников ХХ в. Марка Шагала и других известных мастеров. Это, по мнению Александра Фельдмана, еще один горизонт межкультурного общения, еще один шаг на пути приобщения к общечеловеческим ценностям мировой культуры.
Экспозиция насчитывает около шестидесяти живописных, графических и скульптурных произведений. Основу ее составляют работы живописца, графика, скульптора, «художниказагадки» Марка Шагала, а также представителей его творческого круга: друзей и коллег по Парижской школе, учеников и последователей (Альберт Вейнбаум, МанеКац, Ицхак Френкель, Соломон Гершов и др.). Парижская школа по праву считается одним из ярких явлений в художественной культуре ХХ в.
В экспозицию включены семь работ Шагала: одна, выполненная в смешанной технике, и шесть цветных автолитографий. Все они относятся к позднему периоду творчества художника. Искусствоведы называют его творчество «сверхреальным». В шагаловской вселенной мирно сосуществуют фольклорные персонажи, коровы, ослы, музыканты, торговцы, парящие над крышами Витебска влюбленные (Витебск — город, в котором родился художник). Когда смотришь на картину Шагала, ты невольно переносишься туда, в тот мир, который так ярко описал художник. Ценны его работы еще тем, что в них нет четкой грани, по сути, каждый может увидеть в них чтото свое. Хотя, наверное, тоже нужно быть чуточку «сверхреальным», чтобы понять и оценить творчество Шагала.
Изза того, что Шагал прожил свою жизнь во Франции, часто спорят: какой же нации принадлежит художник — русской или французской? Нельзя сказать, наследию какой конкретно нации принадлежит творчество Шагала. Это универсальный художник — он достояние всего мира. И связывать Шагала с какойто нацией, значит ограничивать его искусство.
Раньше в Харькове не проводились выставки, где можно было бы полюбоваться работами Шагала. Доступен он был только в альбомах.
Одну из картин великого художника — иллюстрации к «Иерусалимским окнам» — Александр Фельдман лично подарил Харьковскому художественному музею. Валентина Мызгина, директор музея, сказала, что впервые увидела картины художника здесь, на выставке. Для нее, как для искусствоведа, прикосновение к Шагалу — это очень большое волнение. После вручения картины Валентина Мызгина была тронута до слез и поздравила всех харьковчан с тем, что в нашем городе появилась картина художника такой величины.