Гамлет / тема & вариации
Харькову не привыкать к нестандартному прочтению Шекспира. Зритель уже имел возможность ознакомиться с видением «Гамлета» в постановке Андрея Жолдака. А фестиваль «Французская весна» заставил театралов снова вспомнить культовый сюжет и оценить его версию в своеобразной художественной интерпретации труппы «Unjiambiste».
Режиссер Давид Гошар дал своему спектаклю расширение — «тема & вариации». Несмотря на смешение жанров, классическая тема спектакля в противовес Жолдаку явно ощущалась. В новом «Гамлете» нет алогичности. Кроме того, актеры даже (!) произносят шекспировский текст. Правда, пофранцузски. Субтитры на русском языке только указывают, что будет происходить на сцене.
ШЕКСПИР И СОЧИНИЛ ВЕСЬ ЭТОТ ГАНГСТА-РЭП
Французский «Гамлет» начинался с музыки, а актеры подстраивались под нее. DJ играет прямо на сцене, заодно исполняя роль Горацио. Здесь сочетаются самые разнообразные стили: электро, построк, хипхоп. Даже народная песня о любви на македонском языке оказалась в этом музыкальном шейкере. Кстати, ее исполнял не Гамлет, а король Клавдий. Кульминационный момент в пьесе называется «Тысяча звуков». Звуки разнообразны, но все они, так или иначе, связаны с музыкой. Лай собаки, шум поезда или крик петуха — это уже чисто жолдаковский звукоряд. Во французском «Гамлете» нет тишины — музыка сопровождает каждое движение актеров. Как рассказывает DJ и композитор Робер Ле Манифик (в переводе — Великолепный), из всех спектаклей «Unijambiste» только в «Гамлете» можно услышать рэп. Причина в литературной основе. Во французском переводе впервые сохранили 10стопный английский размер. Когда актеры и музыканты стали читать новую версию пьесы, услышали знакомый ритм. Получилось, что сам Шекспир сочинял тексты для рэпперов.
ГАМЛЕТ В ПОМАДЕ, КОРОЛЬ В БАНДАНЕ
Любителям позолоты и стрингов на главном герое пришлось умерить свой пыл. Что касается костюма, то французы были предельно лаконичны. Джинсы, черная футболка с надписью на спине «Гамлет» — вот и все, что нужно современному принцу Датскому. Другие герои одеты примерно так же. Если Клавдий Жолдака носит, в основном, строгое пальто, то Гошар представляет себе короля в бандане и с напульсниками. И в том, и в другом спектакле в действие вкрапляются фрагменты повседневности: чемодан, шоколадка, красная роза, ведро, кубик Рубика. У «Unijambiste» таких деталей меньше, но смысл каждой из них очевиднее. Французский Гамлет, например, достает помаду и раскрашивает ею сначала лицо Офелии, а затем и свое.
— Мы хотели как бы испачкать образ Офелии, — объясняет исполнитель главной роли Николя Петизоф. — Изобразив красные губы, наш постановщик погрузил ее в то полубезумное состояние, в котором она находилась.
А на сумасшествие Гамлета намекала кукла-марионетка.
Минимализм в костюмах и декорациях компенсируется современными технологиями. Действие «Гамлета» происходит на фоне стены, состоящей из большого количества маленьких экранов.
— Эти квадратики изображают порванное тело человека, который не знает, на что решиться. Мы выбирали эти декорации с расчетом на то, что на них будут видеокартинки. Это отсутствие готового решения.
Компьютер и видео подтверждают: XXI век не только на дворе, но и в театре. Даже общаются персонажи в стиле хай-тек: вместо любовных писем передают друг другу CD-диски.
После окончания — традиционное для французских театров общение с публикой. Актеры отвечают на вопросы: кто обещает вернуться в Украину — за невестой, кто поет «Несе Галя воду». Кстати, во Франции такое общение проходит в более неформальной обстановке: актеры и зрители идут обсуждать спектакль в ближайшее кафе.