Где ты, новый «Ежик в тумане», или Сколько стоит детская улыбка?
«Приключения капитана Врунгеля», «Ну, погоди!», «Винни Пух», «Жилбыл пес». Эти старые, добрые, еще советские мультфильмы помнит и любит большинство нынешних взрослых. Юное поколение предпочитает «Фодс Кидс» и «Картун Нэтвург». Бездумные, а порой и жестокие фильмы, что демонстрируются на этих зарубежных каналах, дети смотрят лишь потому, что идут они практически круглосуточно. Отечественная мультиндустрия показывает свои анимационные фильмы строго дозировано.
С приобретением независимости Украина потеряла одно из самых востребованных видов искусства. Анимация, как, впрочем, и мультипликация, в стране не развивается около 15 лет. Чтобы возродить это искусство, нужна государственная программа и солидные капиталовложения. В академии дизайна и искусств в этом году — первый выпуск профессиональных аниматоров. Однако, при огромной любви к мультипликации, ребята идут работать в гейминдустрию.
В Советском Союзе у каждой уважающей себя республики была собственная мультипликационная студия. Режиссерымультипликаторы создавали добрые сказки и истории, в которых учили малышей дружбе, честности и взаимовыручке. А порой даже философскому понятию любви, как это было в фильме «Ежик в тумане». Много было и колоритного украинского юмора, над которым смеялись не столько дети, сколько взрослые, как в мультфильме «Жилбыл пес».
Как вспоминает преподаватель Харьковской академии дизайна и искусств Леонид Сторожук, на киевской студии «Укранимафильм» создавались фильмы, которые сегодня называют классикой мультипликации. Это сериалы Роднаса Халтуева о капитане Врунгеле и украинских казаках.
Сейчас это уже история. Студии закрыты, аниматоры работают на «потребу» времени — в игровой индустрии.
Чем будут заниматься его студенты в будующем, Леонид Сторожук не знает. В этом году академия выпустила свой первый набор художникованиматоров. Один из выпускников, Сергей Виноградов, за свою дипломную работу получил «Гранпри» на международном форуме, сделав анимационный фильм в трехмерной графике. Юноша — профессионал в анимационном деле. Сергей считает, что у мультипликаторов должна быть особая чувствительность.
Аниматор — профессия редкая. В этом году из академии дизайна выпустилось лишь два студента. Те ребята, которые только начали свое обучение, сейчас больше думают не о месте будущей работы, а о творчестве.
Оксана Глоба учится только на втором курсе, потому для нее все интересно. Но, как говорит девушка, процесс создания мультфильма очень трудоемкий. В каждой секунде двадцать четыре кадра. Лицо мультяшного героя, так же, как и мимика человека, за это время неуловимо изменяется. Все эти движения должен воспроизвести именно художник.
Для того чтобы сделать пятиминутный рисованный мультфильм, художник должен нарисовать более семи тысяч картинок и потратить не менее двух месяцев. Рисованные фильмы сложны тем, что основа в них — умение художника рисовать. А ребята, которые приходят учиться анимации, считают себя, прежде всего, компьютерщиками. Леонид Сторожук, кроме того, что педагог, еще и известный карикатурист и мастер линии. Поэтому, прежде всего, учит ребят азам — умению твердо держать карандаш.
А пока молодые украинские мультипликаторы только учатся и надеются, что к окончанию вуза ситуация в стране изменится, и благодаря им, у детей появится выбор: смотреть «Шрэка», «Тачки», «Ледниковый период» или отечественные добрые мультяшки.