КРАМЕРная музыка
В 1928-м году Максим Горький опубликовал в газете «Правда» статью под названием «О музыке толстых». В ней были такие строки: «…Весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму, едва уловимому. И послушав эти вопли минуту-две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных. Они сошли с ума на сексуальной почве».
Этот праведный гнев писателя на долгие десятилетия стал воплощением официального советского представления о джазе.
Хотя в статье речь шла не о джазе. Говорят, Горького замучили танцевальные фокстроты, которые крутил на патефоне его сын.
Чем смущала эта музыка «рулевых СССР», догадаться несложно. Джаз — это импровизация в чистом виде. А фантазия музыканта — вещь неконтролируемая. Она могла завести слушателей невесть куда. Для идеологии, основанной на жестком отборе легитимных духовных ценностей, такая свобода была смертельно опасной.
Поп-арт во всем мире выполняет роль толпообразователя — он создает управляемую нацию
Но времена изменились. Классика и джаз, когда-то спорящие за лучшее место под советским солнцем, сегодня оказались союзниками. Вернее, отщепенцами. Массовая музыкальная культура приобрела такую силу, что ей не в состоянии противостоять ни один вид музыкального искусства, будь то классика, джаз или рок. Миллиардные вливания в технологии для воспроизведения примитивной музыки свели на нет участие композитора в создании мелодий. Музыку пишет компьютер. Удивительный факт: удобство прослушивания стало самым весомым аргументом в развитии музыкальной культуры! Что произойдет, когда это развитие остановится? Каким будет возврат и во что? Или люди настолько будут приучены к «жвачке», что не захотят возвращаться к нормальной музыке?
Этот непростой вопрос я задала гастролирующему в Харькове известному джазовому пианисту, композитору и музыкальному педагогу Даниилу Крамеру. Он родился и вырос в нашем городе, а сейчас живет и работает в Москве. Двадцать шестого сентября его концерты открыли третий сезон «Джазовых вечеров с Сергеем Давыдовым», ставших уже традиционными в Харьковской филармонии.
— Скорее всего, возврата не будет. Процесс примитивизации идет давно и очень выгоден всем тем, кто правит нашим миром. Невозможно управлять думающей, анализирующей нацией, в которой большинство людей имеют высокое духовное развитие. Эти люди не дадут собой управлять. Поэтому поп-арт во всем мире выполняет роль толпообразователя — он создает управляемую нацию.
Заметьте, что это говорит человек, который неоднократно в интервью сказал: «Я за то, чтобы частично попса существовала. Невозможно все время сидеть на стульях работы Бенвенутто Челлини, жить в комнате с обоями работы Леонардо. Мы потеряем критерии шедевра. Для нас тогда Леонардо станет примитивной попсой. Вопрос меры — главный вопрос. Все что угодно при нарушении меры обращается в свою противоположность. Была нарушена мера — и процесс примитивизации человечества пошел стремительно, неудержимо».
— Вы, как педагог, можете привить любовь к джазу любому ученику? Или у человека должно быть внутри нечто имманентное, врожденное, чтобы он пришел к Вам и попросил: «Научите меня»?
— Здесь нельзя ставить «или». Здесь должно быть только «и». И моя заинтересованность в том, чтобы научить, и его желание научиться, и врожденные способности, талант. Иначе — никак.
— Кто в Харькове играет джаз? С кем вы знакомы из музыкантов?
— Хорошо знаком с Сергеем Давыдовым. Я мало знаю о харьковском джазе. Он не гастролирует. Я очень люблю киевский ансамбль «ManSound». Замечательный коллектив. Мало приезжают украинских музыкантов в Россию, больше российских музыкантов приезжают в Украину. Слабенький пока продюс в Украине. Такой же слабенький, как российский по отношению к американскому или европейскому. Вам надо протежировать своих музыкантов.
В этот раз на сцене Харьковской филармонии Даниил Крамер исполнял джаз на новом концертном рояле от Дома «Bosendorfer». Харьковчане получили знаменитый рояль в пользование на весь сезон с возможностью выкупить его в следующем году. К слову, стоимость рояля составляет 90 000 евро.
«Bosendorfer» — один из старейших фортепианных домов в мире, основанный в Вене в 1828-м году. Рояли «Bosendorfer» изготавливались для королевских домов Европы, звучали во дворце императора Японии. Каждый рояль «Bosendorfer» эксклюзивен, собран вручную
На концертах Крамера всегда аншлаг. Билеты были раскуплены задолго до концерта, несмотря на их немалую стоимость (самые дорогие — 100 гривен). Музыканта на отлично принимает как молодая, так и зрелая публика. Слушатели постарше говорят, что он невероятно техничен и «пианистичен». Аудитория помоложе называет пианиста легким, обаятельным, очень светлым.
Невозможно все время сидеть на стульях работы Бенвенутто Челлини, жить в комнате с обоями работы Леонардо. Мы потеряем критерии шедевра. Вопрос меры — главный вопрос. Была нарушена мера — и процесс примитивизации человечества пошел стремительно, неудержимо.
— Вы никогда не замечали, будучи на моих концертах, что моя игра сюжетна? Эта сюжетность — предмет моей гордости, ее исследовали несколько французских музыкальных критиков, — рассказывает Даниил. На гастрольной карте Крамера отмечен не один десяток стран: Испания, Франция, США, Финляндия, Италия, Германия, Швеция, Австралия, Китай, страны Африки и Центральной Америки. Но он по-прежнему с удовольствием играет в родном Харькове, где его всегда с нетерпением ждут.
Случай из жизни пианиста: однажды в городе Серове под Екатеринбургом Даниила Крамера пригласили дать концерт, спродюсированный руководством крупного завода. Играть пришлось на совершенно «убитом» старом рояле. Тем не менее, отыграл на отлично — все были горды и довольны. После концерта спонсоры устроили, мягко говоря, большой банкет. На что удивленный Даниил заметил хозяину: такие, мол, деньги потратили на угощения, лучше бы рояль новый купили… Захмелевший от праздничного шампанского хозяин, недолго думая, ответствовал: «Приезжай на следующий год, будет тебе рояль!». Действительно, прошел год, и Крамера снова пригласили в Серов те же спонсоры. Даниил приехал и сразу заглянул в концертный зал. Там настройщик возился все с тем же, никуда не годным, разваленным роялем. Настройщик обернулся на шаги вошедшего, увидел его искаженное гримасой лицо и «выдал»: «Что ты кривишься? Да на нем Крамер играл!..».