Страна-ориентир
Продолжение. Начало в №№ 31, 33–34, 40
Куда пойти и чем заняться
Опять-таки: как ни грустно, но счет не в пользу Харькова. И театров в Варшаве «погуще», и кино, и музеи с выставками — все-таки, сказывается преимущество статуса столицы. Одних музыкальных фестивалей в Варшаве ежегодно проходит с полтора десятка! И на любой вкус — от демократичного «Уличного искусства» (фестиваль уличных оркестров) до Цикла шопеновских концертов в Крулевских Лазенках, пользующихся просто-таки фантастической популярностью среди варшавян.
Любителям искусства изобразительного непременно стоит посетить знаменитую «Захенту» в Сродместье — самое престижное собрание современного польского и зарубежного искусства. Собственно, даже ради самого здания стоит сюда попасть: это одна из немногих уцелевших во время войны построек этого района Варшавы. Спасло здание то, что здесь находился Дом немецкой культуры, и у оккупантов просто рука не поднялась, что называется. Хотя старая коллекция была безвозвратно утеряна и разграблена — тут уж совершенно явное сходство с судьбой нашего Харьковского художественного музея…
Варшавяне, так же, как и харьковчане, считают, что в их городе находится самая большая площадь Европы — Плац Дефиляд
Удел туристов — музеи. Признаюсь: я давний и страстный их любитель. И вот тут-то я отвел душу!!! Музеи в Варшаве можно найти чуть ли не на каждом шагу, что, учитывая богатейшую историю города, не так уж и удивительно. Удивительно другое: музеи в Польше давно переросли формат пыльных и скучных собраний древности. Уж тут-то вас удивят, поверьте на слово!!! Либо коллекцию соберут такую богатую, что просто с ног сшибает масштабом и величием, либо материал довольно, в общем-то, серый так подадут, что ходишь три часа, раскрыв рот.
К музеям последнего типа относится Музей Варшавского восстания — неприметное здание на улице Гжибовской. Креативность устроителей музея — запредельная! Еще на входе, у кассы, столбняк хватает от мысли о том, что, оказывается, можно писать историю Восстания в комиксах и продавать настольные игры, посвященные Восстанию. Я уж не говорю о всяких памятных сувенирах — кружках, футболках, флажках с символикой боевых частей. Для человека, воспитанного с советскими понятиями о войне, это настоящий культурный шок: как так — Память (именно так — с большой буквы) растаскана коммерсантами на пошлые сувенирчики?! Между тем, уж кого-кого, а поляков никак нельзя упрекнуть в исторической амнезии. Здесь фраза «никто не забыт, ничто не забыто» — не пыльный лозунг, который всегда наготове у чиновника в майские дни, а принцип ежедневной работы.
Помнят и память берегут! И хотят, чтобы новые поколения прочувствовали, поняли, ощутили, о чем идет речь! Оттого в Музее Восстания практически все можно потрогать, пощупать, примерить на себя! В фойе можно услышать рассказы участников тех событий, в залах — пройтись канализационным туннелем, слыша голоса немцев наверху, взять листовку, отпечатанную на старом печатном станке — точную копию листовки тех дней! Одно из неожиданнейших мест музея – кафе. Здесь можно максимально полно почувствовать, что такое довоенная Варшава. Настоящие стулья и столы — тех лет: скрипучие и собранные с бору по сосенке, посуда — точная копия посуды одного из известнейших довоенных варшавских кафе, старое хрипящее танго из динамиков.
Очень жаль, что польский опыт в наших реалиях просто невозможен! Хотя Харькову, безусловно, есть что показать миру — и это, поверьте, убеждение, основанное на фактах, а не на мифах о «культурной столице Украины».
Кстати, раз уж вспомнил о мифах… Рискую вызвать бурю негодования в свой адрес, но объективности ради — съездите в Варшаву и пройдитесь тамошними улицами, чтобы понять, что, увы, не у нас в городе самые красивые девушки в мире!
Варшавяне, так же, как и харьковчане, считают, что в их городе находится самая большая площадь Европы — Плац Дефиляд. Правда, тут с недавних пор Самара скромно напоминает, что у них там площадь Куйбышева есть — порядка 17,5 га, но мы сделаем вид, что просто этого не слышали, площадь-то у них — так себе… на троечку…
И еще один миф, правда, уже из разряда истории: «мы — самая читающая нация». На самом деле такого количества людей, читающих в барах, на улицах, в метро, в автобусах — да где угодно! — не приходилось видеть нигде. Достаточно сказать, что рядовой поляк обычно в день покупает минимум две газеты — общепольскую и свою, местную.
Причина такой популярности прессы таится в том, как работает система польских СМИ. Но об этом — в другой раз…