СБУ в горсовете: ДОКУМЕНТальное кино о цирке
Пока Киев обсуждает снятие Черновецкого с должности мэра, харьковчанам тоже скучать не приходится. Следственный отдел областного управления СБУ уже возбудил уголовное дело за растрату бюджетных денег: первым лицам горисполкома грозит 12 лет лишения свободы. Дальнейшее развитие действия по скандальности не уступает его завязке. Как следователи к мэру за компрометирующими документами ходили, стоит увековечить если не в фильме, то в цирковой программе. Необыкновенные приключения ожидали СБУшников в здании горсовета.
Я знаю, он где-то здесь!
У сотрудников СБУ ответственное задание: изъять горсоветовскую бухгалтерию. Не всю, конечно, только те документы, которые доказывают, что первые должностные лица растратили немало казенных денег и вдобавок злоупотребляли служебным положением. На это у следователей есть соответствующее «постановление о выемке». С этой бумагой и, как положено, с понятыми они отправились в горисполком. Зарегистрировавшись в журнале посетителей, дошли до дверей приемной Михаила Добкина. Тут их ожидало первое препятствие в лице замдиректора юридического департамента Константина Прокофьева.
Затяжной визит сотрудников СБУ можно иллюстрировать цитатой двух грызунов: «Леопольд, выходи!». Городской голова к правоохранителям так и не вышел. Прокофьев не смог сказать, где же находится мэр и почему он не еще не появился. Начальника следственного отдела УСБУ такой ответ не устроил. Евгений Файницкий начинает заверять, что Михаил Маркович на месте. Более того, говорит главный СБУшник, он даже успел его рассмотреть и мигнуть ему правым глазом.
После этого начинается юридическая дуэль. Сначала Прокофьев засомневался, что СБУ может проводить досудебное следствие. Далее противники соревнуются в выразительном чтении уголовно-процессуального кодекса. Правоохранители доказывают, что право на досудебное следствие все-таки имеется. Реплика Прокофьева: изымать документы по закону можно только тогда, когда есть точные данные: где или у кого находятся эти бумаги. Файницкий говорит, у него достоверные сведения: документы в горисполкоме. А где они конкретно — в сейфе Кернеса или у Прокофьева под сиденьем — тут уж СБУ не в курсе.
С Вами наедине я оставаться боюсь!
В идеале, действия мэра или секретаря горсовета такие: получи-распишись и не забудь распорядиться, чтобы выдали требуемые документы. Причем, по словам Файницкого, начальник юрдепартамента Владимир Коваленко пообещал работникам СБУ полное содействие и подтвердил это гарантийным письмом мэра. Но самого Добкина как не было, так и нет. Время идет. Появляется Кернес.
Секретарь горсовета начинает быстро спрашивать об основаниях прихода СБУ, регистрации уголовного дела и прочих процедурах. Пока все это не будет предъявлено — никаких следственных действий, отрезает Геннадий Кернес. Правоохранители говорят, что эти условия закон их выполнять не обязывает. И пытаются взять кабинет мэра штурмом. Неуспешно.
После тщетных попыток зачитать постановление следователи махнули рукой и собрались составлять акт. Тут секретарь горсовета приглашает главного СБУшника поговорить тет-а-тет. Уединяться с Кернесом Файницкий отказался. Признался откровенно: боится. Понимаю, говорит начальник следственного отдела, что будут провокации и жизнь будет под реальной угрозой. В кабинет – только с верной дружиной следственно-оперативной группы. Наконец Геннадий Кернес соглашается ознакомиться с постановлением и подписать его. В его кабинет отправляются сотрудники СБУ и четверо понятых: курсанты танкового училища и журналисты, у которых был при себе паспорт. За ними заходит нардеп Дмитрий Святаш.
Через некоторое время из дверей появляется Файницкий и рассказывает о Кернесе, который, по его словам, «бросается документами». Секретарь горсовета, говорит начальник СБУ, отказался расписаться, а постановление забрал себе. Двери закрываются, кабинетная сцена идет дальше. Кернес все же подписывает злосчастное постановление, но заявляет о его незаконности и направляет «на доработку». В чем заключается эта незаконность, в мэрии объяснить не смогли. Зато о провокациях и дискредитации городских властей Кернес вместе со Святашем упомянуть не забыли.
Во всей истории главной загадкой остаются те самые таинственные документы, за которыми охотилось СБУ и от которых не спешат избавляться городские власти. Что хотят заполучить следователи, Геннадий Кернес, как и ожидалось, не конкретизирует.
Начальник областного управления СБУ Андрей Мухатаев, выступая на следующий день на сессии облсовета, обратил внимание: в постановлении нет фамилий. Дело возбуждено против должностных лиц, а против кого конкретно — установит следствие. Именно для этого нужны бухгалтерские документы. Общая сумма ущерба бюджету города по словам начальника харьковского УСБУ составила 1 миллион 641 тысяч 859 гривень 3 копейки. Мухатаев подчеркнул: изъятие документов занимает 15 минут. Следователям не удалось его произвести, и только после этого прокуратура дала санкцию на обыск.