Когда вода наступает?
В рамках фестиваля «Франкофония» харьковчане посмотрели французско-бельгийскую комедию «Время прилива»
Что происходит во время прилива? Вода наступает. А потом отступает. С одной стороны, эти вещи цикличны, а с другой — думаю, двух одинаковых приливов не бывает. А это значит, что каждая минута будет неповторимой. Не знаю, что хотел сказать режиссер фильма, но мне показалось, что это кино о быстротечности и неповторимости момента, об умении и желании жить сегодняшним днем.
Героев в фильме всего два, поэтому за полтора часа успеваешь все прочувствовать в подробностях. Ирэн — актриса. По маленьким городам севера Франции она показывает свой моноспектакль. Из ее разговоров по телефону понятно, что где-то там у нее есть муж, дети, ремонт и новая плитка в ванной. Но это не меняет ситуацию. В жизни она тоже играет спектакль, причем только для себя. Она — сама по себе, и весь ее реквизит — чемодан и стул — всегда с ней. Я считаю, очень тонко и символично.
Дриес — чудак в красных кедах. Живет в совершенно непонятном помещении, которое практически полностью уставлено великанами-куклами. Их традиционно привозят на местные праздники. Сразу видно, что человек весьма непростой. Не менее творческий и многое ощущающий. И в придачу способный на легкое безумие.
Что могло произойти между этими двумя? Сначала дружба, а потом нечто большее?
Во время приливов на месте подводных скал возникают сильные течения, со дна поднимается муть, образовывая причудливые полосы. А еще вокруг поднимается туман.
С героями фильма случилось то же самое. Были и сильные течения, и туман, и даже всякая муть.
И результат отношений такой же, как и в приливах. Да, да, отлив. Вполне логичное завершение.
Что это было? Любовь? Влюбленность? Любопытство? Или все сразу? Результат, тем не менее, печальный. Вспоминается еще один француз — Фредерик Бегбедер: «Быть влюбленным — значит удивляться. Когда удивление проходит, наступает конец. Любовь состоит на 90% из любопытства и только на 10% из страха, что умрешь в одиночестве, как последнее дерьмо». Так кто же из них перестал удивлять, а кто удивляться? Или это был страх перед неизвестным?
В принципе, вся эта ситуация совершенно обыденна. Ничего нового, никаких экстраординарных событий. Но почему же так зацепило? Думаю, потому, что у каждого в жизни когда-нибудь стоял выбор: неизвестность (даже если очень замачивая) или привычное болото (смертельно скучное, зато знаешь, кто и как в нем обитает). И каждый делал свой выбор. Причем у меня есть подозрение, что болото лидировало.
Отдельно скажу о технических моментах. Мало слов, много звуков. Самый первый кадр — Ирэн красит руки красной краской для спектакля. И так хорошо слышно, как губка сначала вбирает краску, а потом оставляет ее на коже. Мало музыки, в основном, это «Травиата» (интересно, почему).
Очень своеобразный юмор. Тут я решила, что нам все-таки французов не понять.
Резюме: фильм посмотреть очень даже стоит. В Харькове его показали всего один раз, но думаю, что при желании найти его можно.
Лично у меня осталось ощущение некой незаконченности. Вот хожу теперь и думаю, а как бы я поступила в той или иной ситуации на месте героини? Думаю, раз такое дело — режиссер добился нужного эффекта.