Новости об именитом прадедушке
Потомки городского архитектора, который благоустраивал Харьков в XIX веке, почти ничего не знали о нем.
Двенадцать лет назад, в 1996-м году, в квартире Александра Новикова раздался телефонный звонок. Мужчина на другом конце провода взволнованно сообщил, что в его руках оказалась уникальная информация о предке Александра, и он готов ею поделиться. Так долгие поиски сведений об именитом родственнике, продолжавшиеся не один десяток лет, наконец-то увенчались успехом.
Звонившим оказался не кто иной, как известный в Харькове историк, профессор архитектуры и ученый Александр Лейбфрейд. Шутливое прозвище «ходячая энциклопедия» он получил не зря. Потомственный харьковчанин и собиратель фамилий, Александр Юрьевич знал о своем городе практически все. Но даже ему пришлось перерыть сотни архивных томов, прежде чем увидели свет чудом сохранившиеся сведения о городском архитекторе, потомки которого живут в Харькове и поныне.
На «ты» с губернатором
Старый дом по улице Гиршмана помнит многое. Узкая лестница. Маленькие запыленные окошки на ее площадках. Оазис той ностальгической тишины, которая напрочь исчезла из современных многоэтажек. На мой звонок открывает дверь симпатичный, опрятно одетый мужчина: «Проходите…».
Юрий Олегович Гирш — тот самый правнук известного архитектора — Александра Карловича Гирша и двоюродный брат Александра Новикова — прожил в Харькове всю жизнь. На мой закономерный вопрос, не родственник ли он еще одному известному харьковчанину — офтальмологу Леонарду Гиршману, в честь которого названа эта улица, отвечает со смущенной улыбкой: «Этот вопрос мне задают постоянно. Вы, мол, Гирш, и живете на Гиршмана… Нет, Гиршман — совсем другая фамилия и ко мне отношения не имеет».
Несмотря на помощь Лейб-фрейда, о прадедушке узнать удалось немного.
— Родители боялись репрессий. В то время всех «непролетариев» сажали в тюрьмы. А с такой родословной, как у нас, рассчитывать на поблажки властей было нечего. Моего дедушку, Владимира Абрамовича (белорусом он был), посадили по доносу. Вот и не пытались сохранить документы…
Знаменитый прадедушка Юрия Олеговича родился в 1829-м году и получил «домашнее» образование. После окончания строительного училища в Петербурге в 1853-м году получил звание помощника архитектора. В Харьков Александр Карлович приехал в 1861-м году. А с 1867 года он уже работал городским архитектором. По проекту Гирша в нашем городе сооружены в 1869–70-м годах: двухэтажный каменный дом-замок в готическом стиле в усадьбе Квитки-Основьяненко, каменная церковь на 500 человек и пять каменных домов. Все работы по благоустройству нашего города также проводились под руководством А. К. Гирша. Интересно, что женой известного архитектора стала дочь губернатора Харькова Сокмина. С тех пор, как в 70-х годах XIX века Гирш уехал из Харькова, годы его жизни не освещены в доступной литературе.
Свидетельство со свастикой
Юрий Олегович приносит из соседней комнаты кипу пожелтевших от времени бумаг. Непросто сложились судьбы и у других его предков.
— Вот сохранилось «Постановление» об исключении моего дедушки — Александра Гирша — сына Александра Карловича, из Императорского Харьковского Университета (сейчас — университет имени Каразина) «за невзнос платы в осеннем полугодии в 1912 году».
На бумаге стоит подпись тогдашнего ректора — Н. Палиенко.
— …Мой дедушка знаменитый гуляка был. Его знали все городовые. Когда был навеселе, они его на извозчиках домой привозили, — не без гордости говорит мой собеседник. — Но я его не застал живым. В 1914-м он погиб на Империалистической войне в звании офицера…
Интересную запись я нашла в паспорте бабушки Юрия — Антонины Николаевны. В графе «звание» написано «жена сына Статского советника». А причиной выдачи паспорта значится… «прошение мужа». Впрочем, чему удивляться? В то время на западе феминистическое движение только набирало обороты.
Сам Юрий Олегович пережил фашистскую оккупацию.
— В этом доме, в этой же квартире на улице Гиршмана и жили, — рассказывает он. — Я тогда ребенком был. Но помню, как тщательно гестапо проверяло, есть ли у нас в роду еврейские корни. Понаставляли печати со свастикой в моем свидетельстве о рождении. Потом мать замывала эту свастику, поэтому свидетельство такое потертое. Ведь после войны люди, которые были в оккупации, считались «неблагонадежными», подвергались дискриминации. Мол, немцам служили…
…Я не знаю сколько прошло времени с начала нашей встречи. На лестничной клетке все было по-прежнему: запыленные окошки и торжественная тишина старых, всякого повидавших на своем веку стен. За мной мягко закрылась дверь. За ней осталась История. А меня ждал этот мир — современный и шумный — где судьбы людские сменяют друг друга словно в калейдоскопе, чтобы когда-нибудь, в далеком «завтра», остаться на пожелтевших фотографиях и страницах истертых до дыр писем.
Звездный девятнадцатый
Это время ознаменовалось «звездным» составом общественных и культурных деятелей, знаменитых на всю страну, которые оставили свой след и в истории нашего города.
Поворотным моментом в истории Харькова стало открытие 17 января 1805 года Харьковского университета — третьего в России — после Московского и Казанского. Сегодня наш университет носит имя знаменитого ученого и общественного деятеля Василия Каразина, благодаря огромным усилиям которого он был открыт. Воспитанниками Харьковского университета были выдающиеся личности: ученый-биолог Илья Мечников, композитор Николай Лысенко, драматург Михаил Старицкий, математик Михаил Остроградский, поэт Петр Гулак-Артемовский.
В 1812-м году был основан Харьковский институт благородных девиц. Его возникновение связано с личностью знаменитого общественного деятеля Харькова, яркого представителя украинской литературы Григория Квитки-Основьяненко. Он был неординарным человеком: до самой старости имел потрясающую память, питал кажущуюся странной любовь к огню, о чем просил не забыть своих биографов. Работал и творил Квитка-Основьяненко под такими, порой забавными, псевдонимами: Гришка Основьяненко, Земляк ваш Основьяненко, Аверьян Любопытный, Фалалей Повинухян и штаб-лекарь Пампушкин.
Когда во IІ половине XІX века Россию охватило массовое просветительское движение, самой известной в стране была частная женская воскресная школа Христины Алчевской, открытая в 1870-м году в Харькове. Более полувека эта женщина посвятила педагогической деятельности.
В своей школе Алчевская преподавала на малорусском, то есть на украинском языке. В 1890-м году наша знаменитая землячка была избрана во Франции вице-президентом Международной лиги образования, а на Всемирной педагогической выставке 1899 года в Париже была награждена почетным дипломом.
Была тесно связана с Харьковом и научно-преподавательская деятельность известного историка и академика Дмитрия Багалея, который тоже значился среди студентов нашего университета. Перу ученого принадлежат исследования по истории России и Украины. Вместе с Миллером он написал и опубликовал двухтомную монографию «История города Харькова за 250 лет его существования».
Вопросы викторины «Харьков: путешествие в историю»
1. Названия каких улиц Харькова, которые были даны им в 1894-м году, не прижились? Как эти улицы называются сегодня?
2. Каким семи улицам Харькова после Великой Отечественной войны вернули исторические названия?
3. Какой символ нашего города участвовал в международном конкурсе проектов под названием «Незваный гость»?
4. Проект какого памятника архитектуры Харькова Церковный Синод не утверждал на протяжении пяти лет и почему?
5. Харьковщина стала печальным «рекордсменом» среди областей УССР по числу созданных фашистами в годы войны концлагерей. Сколько концлагерей насчитывалось на Харьковщине в годы Великой Отечественной?
6. Куда в годы Великой Отечественной войны был эвакуирован Харьковский университет?
7. Какие малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, связанных с нашим городом, вы знаете?