Александр Мещанинов: «Всю свою жизнь, силы и энергию я отдам вам, люди!»
Шестьдесят четыре года назад — 28 октября 1944-го — территория Украины была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков
Перед войной Харьков был одним из немногих городов СССР по численности населения, достигающей миллиона.
В годы Великой Отечественной он же стал одним из немногих городов-великанов, на такое долгое время (21 месяц!) оккупированных немецко-фашистскими захватчиками. Из Германии уничтожением местного населения руководил Рейн-хард Гейдрих, а на оккупированной территории — Адольф Эйхман.
Гитлеровцы беспощадно истребляли стариков, женщин и детей, в том числе грудных младенцев. Десятки тысяч харьковчан были расстреляны в Дробицком Яру, Сокольниках, Лесопарке. Только в Холодногорском концентрационном лагере (кстати, одном из крупнейших на территории Украины) ежедневно умирали от холода и голода более 150–200 человек.
«Эвакуации не будет, надо работать»
В ночь с 24 на 25 октября 1941 года фашисты оккупировали Харьков, хотя бомбардировки города начались задолго до этого. В 9-ю больницу, которая стала военным госпиталем, поступает все больше раненых и больных. Главный врач, профессор, доктор медицинских наук Александр Мещанинов и его коллеги уже несколько дней не снимали белых халатов: операции шли одна за другой. «Эвакуации не будет, надо работать» — таково негласное, но единогласное решение коллектива.
Немцы врываются в помещения больницы, операционную.
— Операция продолжается, — спокойно командует Александр Иванович.
— Есть ли русский зольдат?
— Гражданские. Цивиль…
Инженер Шевченко, работавший санитаром, кому-то объясняет, что это сыпнотифозная больница, находиться здесь опасно для жизни… Немцы быстро исчезают, но ненадолго. Раненых красноармейцев, особенно солдат, легко можно было вычислить по прическе: бритая голова. Несмотря на то, что по Харькову были расклеены объявления о наказаниях за укрывательство советских воинов (расстрел) и 100 рублей награды за выдачу, весь коллектив больницы продолжал не только оказывать медицинскую помощь солдатам, но и после выздоровления снабжать их необходимыми документами. В этом группе патриотов больницы помогал Юра Узуньян, работавший в паспортном отделе Холодногорского бургомистрата.
Подвиг хирурга
Харьков — один из городов, которые во время оккупации остались без всякого продовольствия. За водой моментально образовывались большие очереди. На попечении коллектива больницы оставалось более 300 человек, нуждающихся не только в лечении, но и в питании и прочих товарах. Какое-то время сотрудники больницы, в том числе и две дочери Мещанинова, его жена, меняя одежду на продукты питания (например, мужское пальто «стоило» 4 кг пшена), приносили их больным. Но этого было явно недостаточно. Мещаниновым был придуман опасный план действий. Вместе с дочерью Елизаветой он пошел в самое логово фашистов. Гестаповцы не хотели, чтобы о правдивом положении дел в лагере стало известно иностранной прессе. Руководство концлагеря, ничего не подозревая, дало «добро» Мещанинову на лечение самых тяжелых инфекционных больных в 9-й городской, но при условии их последующего возвращения в концлагерь. Чего, конечно, Александр Иванович делать вовсе не собирался. Выздоравливающие под разными предлогами в лагерь не возвращались.
В течение 1225 дней и ночей Украина была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками
После переговоров главный врач больницы добился не только улучшения питания в лагере, а и создал лагерный лазарет, старшим врачом которого был бывший заключенный этого лагеря и советский врач Константин Седов.
Мещанинов продолжал работать в 9-й городской больнице и после войны. Был депутатом Харьковского городского совета и занимался вопросами озеленения, так как считал, что именно «зеленый» город может принести пользу здоровью общества.
Александр Мещанинов гордился высоким званием врача и смог реализовать свое жизненное кредо: «Всю свою жизнь, силы и энергию я отдам вам, люди!».
Справка
Полномасштабная операция по освобождению Украины началась в сорок третьем, после Курской битвы. С высоты Конева советские войска начали наступление на оккупированный Харьков, после было форсирование Днепра, Корсунь-Шевченковская и Рава-Русская операции, освобождение Киева. К октябрю сорок четвертого советские войска вышли на западную границу. И эти битвы, в конечном итоге, решили исход всей войны.
Комментарии:
да, молодец, великий чувак был :)
Редакция, предложите гор.совету назвать улицу в честь этого человека или переименовать, какую-нибудь Южнопроектную или 4-ю Лагерную или 2-й Строительный въезд, да мало ли у нас корявых названий улиц и сколько героев о которых мы со временем забываем.Спасибо автору статьи за этот материал.