Во всех бедах Черного моря виноват человек
Тридцать первого октября мировое сообщество отмечает день Черного моря. В этот день в 1996-м году шесть причерноморских стран подписали Стратегический план по реабилитации и защите Черного моря. Не стоит и говорить, что означает это для Украины: именно мы являемся владельцами самого лакомого куска черноморского пирога — Крымского полуострова.
Заведующий кафедрой зоологии и экологии животных ХНУ имени В. Н. Каразина, кандидат биологических наук, дайвер Андрей Утевский больше известен как исследователь холодных морей, но с Черным морем он тоже «на короткой ноге».
— Андрей Юрьевич, расскажите о своем первом погружении.
— В шесть лет я банально упал в воду с надувного матраса и пошел ко дну. Открыв глаза, я увидел какие-то водоросли и ноги своего отца в ластах — по ним и вскарабкался на поверхность… А если серьезно, то когда я проплыл самостоятельно первые несколько метров, я тут же потребовал у родителей маску и ласты. Подводный мир очаровывает сразу и навсегда…
Во всем виноваты люди
— О подводном мире: что можно сказать о Черном море?
— Черное море очень обеднело. Если пару десятков лет назад прибрежные воды в Крыму кишели живностью, то сегодня вроде и красиво, и растительность яркая, но сфотографировать какое-нибудь животное стало проблемой.
— Известно, что в Черном море серьезно нарушен биобаланс. С чем это связано?
— Это связано с хозяйственной деятельностью человека. Главная причина всех бед — загрязнение вод и прибрежных зон. Неочищенные стоки, загрязнение нефтепродуктами — все это губительно для всех представителей морской фауны.
— Говорят, что ракушки рапаны тоже внесли свою лепту в процесс оскудения фауны.
— Рапаны — дальневосточные животные, занесенные в Черное море судами. Здесь у них не было естественных врагов, и они активно расплодились. Рапаны — хищники, и можете представить себе, какой урон они успели нанести здешней фауне: уничтожены устрицы, гребешки, другие моллюски. Сегодня эта проблема частично решена. В 80-е годы тем же путем в море были занесены враги рапан — гребневики мнемиопсисы, к тому же, рапана — съедобный моллюск, и их активно добывают.
— Но гребневики тоже «не местные», и их появление тоже стало проблемой.
— Конечно. Мнемиопсисы питаются также личинками рыб. Естественно, число рыб уменьшилось, следовательно, уменьшилась популяция дельфинов и других животных.
— Отсюда вывод: во всех бедах Черного моря виноват человек.
— Да, можно сказать так. Экосистема формировалась в определенных условиях, на ее создание потребовались миллионы лет, и когда вмешался такой активно подвижный фактор, как человек, нарушился естественный ход развития.
Что на дне морском?
— Говорят, что сероводород, которым так «богато» Черное море, тоже губителен для всего живого…
— Сероводород образуется в результате естественного разложения органических веществ. Накопление его происходит из-за уникального рельефа дна, из-за которого водообмен с океаном низок. По той же причине и соленость воды Черного моря ниже океанской. Поэтому и живой мир здесь своеобразный. К слову, ученые обнаружили, что в сероводороде тоже существует жизнь, причем это абсолютно неизвестные виды животных. Лично я не могу определить, что за странного «зверя» достали биологи — не червь, не моллюск, не рыба…
— А может, это мутант?
— Нет, вряд ли. Скорее всего, это другой тип животных, неизвестный пока науке. Сейчас идут активные исследования дна Черного моря, и кто знает, что еще там обнаружат. К тому же, сероводород является консервантом, поэтому работы хватит и археологам — можно будет обнаружить артефакты, представляющие историческую ценность.
Дайвер — хоббии профессия
— Вы — известный дайвер, фотограф, Ваши антарктические подводные съемки вообще уникальны. Кстати, говорят, что Вы являетесь рекордсменом по числу погружений в антарктических водах.
— В Антарктиде я за год совершил 104 погружения, максимальная глубина — 57 метров. Не знаю, является ли это рекордом, не задумывался. Главное, мне представилась возможность там работать — это интересный и мало исследованный мир. Я бы и сейчас с удовольствием там перезимовал.
— Вернемся к Черному морю. У каждого дайвера есть любимые места для погружений. Вы — любитель холодных морей, но каждый год обязательно бываете на Черном море.
— В этом году мне повезло: я попал в состав археологической экспедиции Киевского университета в Новый Свет в бухте Ласпи. Это мои любимые места: там чистая вода, красивый ландшафт — прекрасный объект для подводных съемок. То же самое могу сказать о Карадаге. Но я все-таки, как Вы правильно сказали, любитель холодных морей. Мне бы хотелось побывать на Баренцевом море, съездить на Дальний Восток…
— Андрей Юрьевич, Вы являетесь председателем Общества содействия подводной деятельности и дайвером-инструктором CEDIP/UDIP. Спасибо Вам за беседу и хочу заручиться Вашим согласием рассказать нам о развитии этого красивого спорта в Харькове, поделиться опытом, и, конечно, дайверскими байками…
— Обязательно.
Комментарии:
Автор, ловлю на слове - жду дайверские байки.