Фантастическое действо
Крепкие мужские руки искусно размешивают сырую глину и уже в следующий миг опускают ее на землю. Пройдет несколько дней, и из глины появится женщина с обвисшей грудью и большим животом – настоящая скифская баба. Вечером толпы людей придут к ней, чтобы обложить дровами и поджечь, а потом закружатся под старинную музыку в необузданном языческом хороводе. Это не часть религиозного ритуала вероотступников, а фестиваль современного искусства под открытым небом в Могрице.
«Каменное» божество
Могрица — небольшое село в Сумской области. Простите, конечно, за банальность и неприкрытую откровенность, но место действительно райское, живописное. Сотнями оттенков зеленого цвета раскрашены холмы и склоны, между ними, извиваясь и петляя, стремительно бежит речка Псел, кстати, самый большой приток Днепра. Посреди всей этой красоты затерялись меловые скалы, которые миллионы лет назад были еще частью огромного Полтавского моря. Немудрено, что именно возле Могрицы уже десять лет собираются художники, керамисты, дизайнеры и многие другие представители творческих профессий, чтобы вместе дать волю фантазии и сделать необычную скульптуру. По традиции художники лепят скифскую бабу с обвисшей грудью, огромным животом (именно таким был эталон настоящей красавицы у наших древних предков). В Могрице о бабе начинают говорить задолго до открытия самого фестиваля: обсуждается каждая мелочь, например, какую использовать глину. Ее привозят специально из Львова — через всю страну за тысячу километров люди везут тяжелые пакеты глины лишь только потому, что она лучше, чем местная. Баба начинает округляться уже через несколько дней работы. К ней наперебой подходят мастера, и кто советом, а кто и делом, вносят свою лепту. В это время палаточный городок фестиваля заполняют люди — они уже осведомлены, что вечером хрупкую глиняную бабу «оближут» языки пламени, и под языческие пляски она превратится в настоящее «каменное» божество. К моему удивлению, среди всех этих красот и дикой местности вдруг появился трактор с прицепом: задымел, запыхтел и показался до того странным — как будто к нам вдруг прилетело НЛО.
— Дрова привез, чтобы бабу жечь, — объяснил сосед, увидев мое замешательство. — Чем больше дров, тем лучше получится скульптура, вот мы и договорились с сельским руководством о помощи.
Как только солнце ушло за горизонт, возле бабы появился первый факел, и начался обжиг. В это время все участники и гости стоят и наблюдают за незабываемым зрелищем — как костер закаляет глиняное изваяние. Не знаю, о чем думали другие, но мне показалось, что пламя стерло грани времени, и мы, одетые в старые украинские сорочки и с венками на головах, из жителей мегаполисов превратились в древних людей, умеющих только и делать, что добывать огонь.
Без красок и кисточек
Помимо главного символа фестиваля, художники с разных уголков Украины посвящали себя и другим заботам — каждому нужно было соорудить посреди поля какуюто конструкцию — сделать художественную инсталляцию или объект. Как оказалось, материалов для работы никто не брал.
— А зачем нам все это: краски, кисточки, клей и полотно? — откровенно удивился один из местных молодых художников в шортах и с травинкой в зубах, — все подручные материалы вокруг нас.
Словно в муравейнике закипела работа: каждый тащил то веточку, то пучок травы к своему облюбованному месту. А вот харьковские студенты Роман Минин и Дмитрий Боженко вообще использовали в своей работе только песок.
— Да, мы нашли старое, уже неживое дерево, оно нас вдохновило — словно лестница взмыла в небеса. И песком высыпали его тень — точную копию сделали, — объясняет Роман Минин.
Рядом еще одна работа харьковчан — сплетенная из веток Мельница, а под ней инсталляция — ласточкино гнездо — огромная нора, к которой художник положил коврик перед входом.
Поздно вечером среди меловых скал разгорается фантастическое действо. На белом фоне несколько моделей — «зажатые» между двумя фонарями, изгибаясь, ходят друг за другом. И снова возникает ассоциация, что посреди поля возле Могрицы спустилось НЛО. Кажется, что изза угла появится зеленый человечек с большими глазами и длинными руками. И вдруг он появляется — все замирают от неожиданности и только спустя несколько минут понимают, что под костюмом пришельца скрывается человек.
Пляски в Могрице продолжаются уже на берегу пруда — на него опускают десятки пахучих венков со свечками — и те, мерцая, уносят по воде эмоции и веселье людей.