Лесу угрожают расплодившиеся вредители. Лаборатория в Покотиловке работает на полную мощность

Глобальное потепление угрожает лесу. Раньше вредители деревьев гибли во время сильных морозов, а теперь зимы стали мягче и насекомые успешно доживают до весны. Грозит ли Харьковской области лесная эпидемия?

Многое зависит от предприятия «Східлісозахист». На территории Украины действует еще два подобных объединения — «Центрлісозахист» и «Західлісозахист». Но только в Покотиловке есть биологическая лаборатория, где производят вирусные препараты для хозяйственных целей.

— Наша биологическая лаборатория была первой в СССР, и только мы сохранили производство после перестройки, — говорит директор объединения «Східлісозахист» Виктор Кучерявенко. — Научные разработки ведут и в других странах бывшего Союза, но, насколько мне известно, в больших масштабах вирусные средства выпускаем только мы.

В больших масштабах вирусные средства выпускают только под Харьковом

При помощи этих препаратов можно бороться с конкретным насекомым, не принося вреда остальным. Но подобрать нужный вирус очень сложно, и сотрудничество в этой сфере играет огромную роль. У харьковчан налажены связи с Россией, Белоруссией. Недавно москвичи подарили предприятию ферромонные ловушки для непарного соснового шелкопряда.

Несмотря на все усилия, полностью отказаться от химикатов невозможно, вирусы найдены только против четырех вредителей — белой американской бабочки, рыжего, непарного и обычного соснового пилильщика. Бабочка пока угрозы не представляет, а вот «Вирин» (средство от пилильщиков) пользуется спросом.

— «Вирин» стоит почти вдвое дороже химических аналогов — 250–320 гривен за литр. Но лаборатория работает на полную мощность, и это притом, что лесные хозяйства делают обработку за свой счет, — говорит Виктор Кучерявенко.

Украинская система защиты леса — одна из лучших в Европе

Высокая цена препарата оправдана. Чтобы его произвести, необходимо сначала вручную собрать гусениц пилильщика, заразить вирусом, дождаться, пока они погибнут, очистить мертвых насекомых от мусора и переработать на препарат. Из килограмма сухих букашек выходит десять литров вирусного средства, а лаборатория ежегодно выпускает до двух тысяч.

— Все производство держится на женщинах, мужчины не выдерживают, сбегают после сбора гусениц, — смеется директор. — У насекомых на теле волоски, которые вызывают раздражение на коже, работать приходится в спецодежде. А вечером и душ принять негде, зачастую сборщики пилильщика живут в палатках, а там, сами понимаете, удобств никаких.

К сожалению, еще остались болезни леса, которые лечит только топор. Иногда лучше вырубить часть леса, чем ждать, пока больные деревья заразят здоровые.

«Все производство держится на женщинах, мужчины не выдерживают, сбегают после сбора гусениц»

— В Украине вместо каждого срубленного гектара сажают два новых. А чтобы зеленые массивы быстрее восстанавливались, сплошные рубки заменяют постепенными, выборочными, — говорит Николай Ведмидь, заместитель главы комитета лесного хозяйства Украины, и с гордостью добавляет, что «украинская система защиты леса — одна из лучших в Европе».

Екатерина Грицаенко 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters