Малороссийская волчица
Продолжение, начало в №26
Говорили, что она, как черная вдова, доводит до смерти своих молодых любовников…
За границей стало окончательно ясно, что быть рядом с паном Опанасом невозможно — он скучал без дела, тяготился обществом соотечественников, брюзжал и дулся. Мария же работала, интересовалась всем, готовая легко сорваться с места и мчаться хоть на край света за новыми впечатлениями. Маркович, чтобы оттянуть разрыв, ничем не ограничивал свободу жены, но этим еще больше углублял пропасть между ними.
А тем временем в ее жизни появился тот, кого она полюбила сразу, взаимно и безоглядно. Александр Пассек, подающий надежды юрист и родственник Герцена, по заданию министерства внутренних дел изучал европейские тюрьмы, чтобы реформировать российские. Маршруты поездок влюбленных очень скоро стали роковым образом пересекаться, несмотря на недовольство матери Саши, Татьяны Петровны. Именно она прозвала писательницу «волчицей» и сумела очернить «прелюбодейку» в глазах Герцена и Тургенева. А любовники, устав от тайных встреч, поселились в пригороде Парижа и были просто счастливы.
Пассек работал, Вовчок писала, переводила и училась — английскому и немецкому — дни напролет, не уставая. Несмотря на нужду («Господи! Працюєш, мучишся, а глянеш — усе з’їли, все поносили, і знову біда, знову ярмо») и спад популярности ее книг (в России запретили печатать украинские издания), Мария остается оптимисткой: «Как мы сжились, как мы слюбились! Я благословляю его, моего единственного верного друга, за каждое его слово, за каждый взгляд. Он дал мне столько доброго, что все прежние давние сетования исчезли. У меня теперь другой идеал — преданный и счастливый». Но одна из поездок — в Англию и Ирландию — подкосила и так слабое здоровье Пассека: начался скоротечный туберкулез. Чтобы облегчить состояние больного, Мария по совету врачей перевезла его в теплую Ниццу и сама ухаживала за ним. И желала только одного — чтобы так продолжалось как можно дольше. Александр умер на ее руках… Исполняя волю Татьяны Петровны, «волчица» заложила вещи и драгоценности, чтобы заказать цинковый гроб и перевезти тело любимого в Москву.
В 32 года Марии казалось, что все для нее кончено. В Европе она оставаться уже не могла и, заняв денег, возвратилась в Россию. На перроне ее встретил незнакомый молодой человек с бородкой, представившийся Дмитрием Писаревым — ее троюродным братом. Он младше на семь лет, бунтарь и кумир молодежи, недавно выпущен под поручительство матери из Петропавловской крепости, а главное — боготворит ее и хочет быть рядом. Всегда.
Гневу и отчаянию Варвары Дмитриевны (матери Писарева) не было предела, когда она узнала, что ее Митенька и «эта предательница, старуха» Мария Маркович поселились в одном доме, вместе переводят «Жизнь животных» Брэма, пишут критические статьи, принимают гостей. Блудный сын пытался объясниться: «Ты ничего не понимаешь, мама. Без Маши я просто сойду с ума, как это уже со мной бывало. Помирись с Мари, сделай мне подарок». Переломав себя, Писарева даже просит Вовчок быть нежнее к Мите. Конечно, Марии приятно было обожание умного и страстного молодого мужчины, но душа еще болела — в ней царил Саша. Поэтому, принимая любовь, она не могла ответить тем же, и относилась к Писареву скорее поматерински — заботясь и оберегая.
Вот и на Рижское взморье они выбрались, чтобы отдохнуть от работы и развлечь «мальчиков» — Богдана и Дмитрия. Однажды день выдался прохладным, и она не захотела идти купаться. Сын и прекрасно плававший Митя отправились вдвоем. И вдруг страшная весть — Митя утонул. На отмели, в спокойном теплом море, полный сил и планов мужчина пошел на дно. Рыбаки нашли тело лишь через час. И теперь ей предстоит пройти эти муки еще раз: заказать на заводе свинцовый гроб, договориться, чтобы его погрузили втайне на корабль, сопровождать страшный груз, чтобы вручить его проклинающей «разлучницу» матери любимого. На пути в столицу случится шторм, и матросы, испугавшись плохой приметы, соберутся сбросить гроб в море. Тогда она, словно почувствовав ненависть толпы на расстоянии, спустится в трюм и станет, вся в черном, перед одуревшими от ужаса мужчинами: «Я не дам этого сделать! Тогда и я брошусь в воду!» Прощание с критиком превратилось в шествие, а похоронили его рядом с Белинским и Добролюбовым. Мария в это время лежала в горячке, а Некрасов писал знаменитое «Не рыдай так безумно над ним…»
Говорили, что она родила сынаи теперь мастерски варит вишневое варенье где-то в глуши…
Неблагонадежность и причастность писательницы к революционным кругам, а особенно участие ее сына Богдана в агитации и просвещении народа ставят их под угрозу ареста. И тогда Мария Александровна решается на бегство из Петербурга: от кредиторов и закладных, литературной поденщины и сплетен, выбивания гонораров и унижений. Она соглашается стать женой почти ровесника сына, Миши Жученко (полтавчанин и сирота, он бросил Военноинженерное училище ради Технологического института), преданного ей безгранично и готового ждать от нее «да» вечно.
В Ставропольский край прибывает чиновник Лобач (Жученко) с супругой и сыном Борисом. Позади — известность, знаменитые друзья… и слежка Третьего отделения. Впереди — годы мытарств и переездов, беспокойство за сына и невестку — они то под надзором полиции, то на нелегальном положении, то в тюрьме. Скрашивает испытания подрастающий Борис — сын Богдана, внук, ставший сыном. Писательница Вовчок превратилась в Лобач, преданную супругу управляющего государственными имениями, которая действительно воспитывает мальчика, варит варенье и помогает неопытному мужу в делах.
Но в любых условиях Мария Александровна, как со спасательным кругом, не расстается с библиотекой в парижских резных шкафах, медной ванной и пианино. Эти вещи примиряли ее с убожеством казенных квартир (а часто — просто мазаных хат) в АбрауДюрсо, Сергиевском, Богуславе, Нальчике. Обосновались понастоящему они только на хуторе Долинском под Нальчиком — построили дом, разбили сад, но даже курортный климат не поправил здоровье Марии Александровны. Простуда дала осложнение на сердце, и 28 июня 1907 года ее не стало. Похоронили писательницу под ею же посаженной грушей.