Оптимизация всей страны
У Перестройки был «консенсус». После – «демократия».
У эпохи относительного благополучия были «стабильность» и «профессионализм». Первые же месяцы кризиса подарили нам новое слово, которое как нельзя лучше подходит для описания происходящего вокруг. Оно же, уверен, станет символом Украины кризисной.
Оптимизация.
Если кто еще его не выучил, и вообще не в курсе, поясню: увольнение «по собственному», переход на зарплату в конвертах, сокращение штата, многомесячный отпуск за свой счет – это оптимизация работы предприятий.
Черный хлеб вместо булочек, Новый год без елочки, джинсы секонд-хенд, мобильный телефон, который теперь будет вполне актуальным и приличным не полгода, а все два – это оптимизация семейного бюджета.
В общем, вы поняли, о чем я: «Суровые годы уходят борьбы за свободу страны, за ними другие приходят – они будут так же трудны».
Оптимизация ширится, наливается соком, уверенно касается всех сторон жизни. Сегодня, глядишь, зарплаты оптимизировали, завтра как-то курс доллара незаметно оптимизируется до 9-10 гривен.
Но давайте утрем горькие слезы и посмотрим: а так ли уж страшен черт, как его малюют?
У нынешней оптимизации есть одна положительная сторона: в стране наконец-то пошел процесс перехода от экономических и социальных иллюзий к некрасивой, жестокой, но реальной жизни. Долгие годы мы гребли куда хотели, дрались за весла, перекрашивали свой утлый челн, латали дыры в обшивке и мечтали о райских островах. В один момент мы все оказались в ледяной воде, и выбора нет: либо мы научимся плавать как все, либо вообще говорить не о чем.
Оптимизация избавит нас от множества иллюзий о нас, любимых, как об уникальной нации, научит экономить так, как это делают в сытой Европе, научит работать, как проклятых, чтобы иметь немного масла и варенья к законному куску хлеба. Мы научимся считать каждую копейку (если, конечно, инфляция не сделает этот процесс бессмысленным), мы перестанем смотреть друг на друга как на схидняка или западенца, оранжевого или бело-синего – теперь нам гораздо более интересно будет искать друг в друге работодателей, покупателей, зрителей, читателей, партнеров.
Повторюсь: я уверен, что нам придется либо научиться быть такими и двинуться дальше, либо уйти в историю.
Кстати, об истории.
Жду-не дождусь того момента, когда оптимизация наконец-то коснется средних и высших эшелонов власти. Потому что людям очень скоро перестанут быть нужны евроромантики, хранители духовных ценностей, идеалисты и харизматичные лидеры. Люди уже сейчас понимают, что нужна оптимизация истерии вокруг Голодомора (как среди его сторонников, так и среди противников), УПА, реабилитации Мазепы или, скажем, трактовки Полтавской битвы. Ушедшие с головой в историю политики, превратившие признание или непризнание исторических фактов в персональные пиар-шоу, проморгали очевидное: мы тут все тонем.
Скажу от себя лично: мне безумно жаль жертв Голодомора, я абсолютно убежден, что это был геноцид, глубочайшая трагедия нашего народа, но если я, четко осознавая и глубоко переживая все это, вместо того чтобы работать, начну бегать по городу и стараться всех склонить к моей точке зрения, я не продержусь на работе и пары дней.
Меня в этом случае уволят. И правильно сделают. Потому что оптимизация…
Раз уж цитировал «Собачье сердце» в начале статьи, цитатой из него же и закончу: «И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!».
Комментарии:
Интересные мысли! А главное - в точку!