Дайвинг — не погоня за рекордами, а познание мира
Говорят, что увлечение экстремальными видами спорта — это преодоление глубоко скрытых комплексов. Дескать, рискуя собой, человек убеждает сам себя в том, что он не трус, «крутой» и т.д. Оставим это на суд специалистов. Дайвинг считается наименее опасным увлечением такого рода и с каждым годом приобретает все больше поклонников. Сразу расставим все точки над «і»: подводный спорт и дайвинг — это не одно и тоже. Дайвинг — это хобби.
Без камеры в воду лезть не стоит…
Сергей Глущенко известен как мастер видеосъемки и ведущий «Клуба подводных путешествий». Подводными съемками он увлекся в 1973м году: ему предложили сфотографировать дайверов, и фотограф резонно рассудил, что снимать этих типов в ластах на берегу неинтересно. Пришлось брать специальную камеру, надевать маску и вместе с «моделями» лезть в воду. С тех пор Сергей Григорьевич «заболел» подводным миром. Но снимать подводный мир, не будучи асом погружений, вряд ли получится, вот и пришлось молодому фотохудожнику пройти курс обучения. Сначала стал пловцом, потом инструктором CMAS (Всемирная Конфедерация Подводной Деятельности, основанная в 1959-м году Жаком-Ивом Кусто). У Сергея Глущенко — три «звездочки» (квалификация обозначается на специальной пластиковой карточке звездочками) из четырех возможных. Среди учеников Сергея Глущенко — многие харьковские инструкторы дайвинга, а также такие известные люди, как КВНщик Андрей Чивурин, журналист Влад Грузинский, бизнесмен Николай Толмачев. Всего — более 1000 человек. Для Сергея Григорьевича главное — показать ученикам подводный мир, и ради этого он с фотоаппаратом и видеокамерой исколесил полмира.
— Я вообще считаю, что лезть в воду без камеры нет смысла, — смеется мастер. — Ведь если не взять с собой камеру, можно пропустить что-то уникальное, а потом никогда себе этого не простишь…
Подводный мир — как другая планета. Причудливые формы жизни, фантастическая красота странных пейзажей… В разных уголках планеты, на разных широтах — свои особенности, и, наверное, нет на дне морском уголка, куда не ступала нога (пардон, ласт) дайвера. Естественно, где это допускает глубина. Кстати, Сергей Глущенко рекомендует даже опытным дайверам на глубину более 50 метров не погружаться.
— Погоня за рекордами в дайвинге — не лучшее увлечение, — считает мастер. — Гидрокостюмы и акваланги становятся все более совершенными, человек может погружаться все глубже, но погоня за метрами — не цель. Настоящий дайвинг — это здоровый образ жизни, знакомство с красотой подводного мира, а экстрим — не от безрассудного поиска опасности, а от обилия впечатлений.
Опасные рекорды
Андрей Утевский — не менее известный мэтр подводных съемок. Его в Харькове знают как ученого-биолога, перезимовавшего на Антарктической станции и снявшего уникальный подводный мир этого неприветливого южного континента.
Сам Андрей Юрьевич, не умаляя своих достижений, говорит, что в плеяде харьковских дайверов он — представитель молодого поколения, «третья волна», из числа учеников еще одного известного харьковского инструктора — Владимира Кушнира. Школа дайвинга, которую представляет «двухзвездочный» инструктор CEDIP/UDIP Утевский — европейская и самая «молодая» у нас. Принципиальных различий между школами CMAS и CEDIP (в Харькове есть еще представители школы PADI) немного, поэтому представители всех организаций официально признали друг друга и даже активно сотрудничают. Подписали, так сказать, пакт о ненападении…
А вообще, дайверов Утевских в Харькове два. Брат-близнец Андрея Юрьевича, Сергей Юрьевич — тоже ученый, биолог, преподает на кафедре зоологии и экологии животных в ХНУ имени Каразина, и тоже считает акваланг и гидрокостюм своим любимым «прикидом».
По поводу рекордов Андрей Утевский тоже высказывается однозначно: «Зачем? Ну, установил технодайвер мировой рекорд в 320 метров, и надолго угодил на больничную койку… Главное — это познание мира и возможность заниматься любимым делом».
Полвека дышим под водой
Дайвинг — занятие, требующее капитальных вложений. Поэтому средний возраст тех, кто решил получить пластиковый пропуск (карточку пловца или даже инструктора) к подводным красотам — 35–40 лет. Времена, когда при вузах и предприятиях секции подводного спорта курировались ДОСААФ, и заниматься могли все, кому позволяло здоровье и у кого было желание, прошли. И хотя оборудование сегодня все время дешевеет (хорошая вещь — конкуренция!), все же далеко не всем по карману купить акваланг, гидрокостюмы, а главное, регулярно выезжать из Харькова. Увы, подводный мир наших краев сравнительно небогат, поэтому у нас лучше развиваются подводные виды спорта — плавание в ластах, ориентирование, подводная охота… В Харькове есть даже призеры и чемпионы международных соревнований — двукратный чемпион мира Максим Котов, призер чемпионата мира Екатерина Делова и другие.
И все же, один раз увидев настоящую красоту подводного мира, становится трудно отказать себе в этом удовольствии. И дайвинг — это не роскошь, а возможность увидеть мир, ставший доступным чуть больше полувека назад, когда был изобретен акваланг и человек научился дышать под водой.
Комментарии:
За статью спасибо преогромное! Но где обещаные дайверские байки? :(