Легенда второй мировой
Харьков. Город, находившийся большей частью на периферии политической жизни страны (исключая разве что короткий период пребывания в статусе столицы Советской Украины), все же имел неимоверное значение как промышленный центр. Харьков стал родиной многих товаров широкого и узкого назначения, некоторые из которых стали настоящей легендой. Этой публикацией мы начинаем цикл статей, посвященных условному бренду «Харьков». Материальная культура, создавшая имя нашему городу и взявшая это имя как товарный знак — только на страницах еженедельника «Объектив-Но».
Едва услышишь слово «танк», воображение рисует образ именно этой бронированной машины. Совершив революционный прорыв в танкостроении, харьковские конструкторы внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом. И сегодня еще слово «Харьков» за рубежом хорошо знают специалисты по вооружению, конструкторы, военные. И нынешняя слава обязана именно ему — красавцу Т-34.
Начало
Нельзя сказать, что «тридцатьчетверка» появилась в Харькове случайно. Еще в ходе Гражданской войны харьковские артели ремонтировали трофейные танки. В 1926-м году в КБ тракторного отдела Харьковского паровозостроительного завода создали группу конструкторов для работ по созданию опытных образцов легких танков. В качестве эталона взяли купленный у американцев танк «Кристи». Харьковские конструкторы внесли немалый вклад в переработку этого танка и создание на его основе линейки скоростных гусенично-колесных БТ. Машины получились уникальные: могли сбрасывать гусеницы и передвигаться на колесном ходу (к слову, один из «БТ7», танков нынче крайне редкостных, до сих пор стоит в музее завода имени Малышева). Однако война в Испании показала, что колесному танку на поле боя делать нечего, а смешанная ходовая довольно дорога и громоздка. В 1937-м году Автобронетанковое управление Красной Армии поручило КБ завода № 183 (ныне — имени Малышева) разработку гусеничного танка нового поколения. Работы возглавил молодой сталинский выдвиженец Михаил Ильич Кошкин.
Создатель
Кошкину в это время шел 39-й год. В Харькове будущий гений танкостроения объявился недавно — на волне репрессий. Дело в том, что военные, увлекшиеся «прыжками» танков БТ на учениях, начали жаловаться на ненадежность коробки передач. Прежнее руководство КБ ХПЗ попало под чистку. Впрочем, новоназначенный главный конструктор неприязни коллектива не вызывал. Требовал с других строго, но и сам выкладывался на сто процентов. Рабочий А. Забайкин вспоминал позже: «Кошкин был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая ее надежность, технологичность, возможности массового изготовления. Его любил коллектив».
Надежность, технологичность, массовость — вот что требовал Сталин от нового танка. Проект получил заводской индекс А-20. Трудно сказать сейчас, кому именно принадлежала идея главной «фишки» конструкции — размещение брони под углом. Ряд авторов, не забывая заслуг Михаила Ильича, упоминает о том, что идея базировалась на разработках военинженера 3-го ранга А. Я. Дика. К проекту А-20 вскоре добавилась модификация А-32, отличавшаяся количеством катков и некоторыми другими особенностями. Не определившись с выбором, Сталин лично приказал построить опытные образцы двух танков и испытать их.
Рождение
Появление Т-34 на свет было крайне мучительным. Поначалу наспех проведенные на неукомплектованных машинах заводские испытания выявили массу дефектов конструкции. Комиссия, правда, дала позитивное заключение об испытаниях, но не решила, какой модели отдать пальму первенства. С учетом всех замечаний в цехах были срочно собраны два танка с индексом А-34. Гнали к октябрьским праздникам. Хотели показать танк на параде. Но больно уж непривычна была технология. Броню гнули, заготовки коробились, вырезать амбразуры приходилось уже в отлитой детали, что тоже тормозило процесс. Но 5 марта 1940 года два танка, которым авансом уже было присвоено имя Т-34 (в случае успешных полевых испытаний) вышли из ворот завода и взяли курс на Москву. Гнали по буеракам и перелескам, обходя города и села. Реки форсировали по льду. Брали танк на износ. И, увы, неприятности не заставили себя ждать: недалеко от Белгорода «полетел» главный фрикцион одного из танков. На Москву шла теперь одна машина. И это было только начало проблем.
Неприятности продолжаются
Через 12 дней после старта Т-34 уже осматривал лично Сталин. Танк ему очень понравился, а вот простудившийся во время пробега и жутко кашлявший Кошкин — не очень. Вскоре простуда перерастет в воспаление легких и отнимет жизнь у Михаила Ильича.
Впрочем, у танка и враги сразу наметились, причем в лице заказчика: начальник ГАБТУ Павлов будто бы бросил Сталину: «Мы дорого заплатим за выпуск недостаточно боеспособных машин». Испытания показывали один недостаток за другим. «Видимость в движении отвратительная, стекла потеют, забиваются снегом через 7–10 минут. В башне при этой системе тесно». Летом 1940 года, когда танк уже пошел в серию, проводили сравнительные испытания Т-34 и немецкого Pz III. «Немец» бил «тридцатьчетверку» по скорости, плавности хода, качеству подвески и оптики, эргономичности пространства башни. ГАБТУ рекомендовало снять Т-34 с производства для устранения дефектов. Маршал Г. Кулик утвердил рекомендацию. Страшно было бы представить масштабы возможной трагедии, если бы не вмешательство Ворошилова. Сталинский любимец распорядился: «Машины продолжать делать, сдавать в армию, установив 1000километровый гарантийный пробег. Заводу начать разрабатывать новую машину — Т-34М, введя в нее не только прочностные изменения, но и пятискоростную коробку передач». А вскоре дебаты о качестве «тридцатьчетверок» стали неуместными — пришла война.
Звездный час
К началу войны основная часть Т-34, находящихся в войсках, была харьковского производства. Впоследствии к ним добавятся сормовские, сталинградские, нижнетагильские машины. С первого дня войны и до последнего не было для немцев врага страшнее, чем Т34. Лучшие образцы танков Рейха в итоге лишь пытались копировать гениальную конструкцию М. И. Кошкина, не добившись ни такой лаконичности, ни простоты, ни дешевизны, ни массовости. Танк превратился в легенду еще в сороковых годах. И сейчас он остается главным символом Великой Отечественной, возвышаясь уже в качестве сотен и тысяч памятников по всей стране. Т-34 — общая наша история. Но, стоя перед грозной машиной, в каком бы уголке страны вы ни находились, помните: мы с «тридцатьчетверкой» земляки. Это — наша особенная гордость. Наш бренд!
Кстати, Т-34 был триумфатором не только полей сражений Второй мировой. Наши «земляки» сражались в Корее, Вьетнаме, Анголе, на Ближнем Востоке, в Хорватии. В ноябре прошлого года австрийская армия сняла с вооружения последний танк Т-34, находившийся в строю с 1945 года — в общей сложности 62 года!!!
Комментарии:
За танк нужно большое СПАСИБО сказать, шапку снять и в пояс поклониться ветеранам. За то, что происходит сейчас с нашими отношениями голову снять со всех политиков законодателей и исполнителей.И виновного народу то набирается много. А не пора ли подумать о том. что, чем хуже живут жители Украины тем лучше некоторым лицам, кстати имеющим фамилию и физиономию. Хорошо Александр Невский про забывчивость сказал. Рано или поздно платить прийдется по долгам и не только тем, кто позволил и создал эту ситуацию но и детям, внукам.