С широко открытыми глазами
Просмотр документальных фильмов теперь входит в программу служебной подготовки харьковских милиционеров.
Арт-хауз для людей в погонах. В этом году организаторы Международного фестиваля «Дни документального кино о правах человека "Украинский контекст"» устроили специальные сеансы для сотрудников правоохранительных органов. Харьковские милиционеры увидели две картины — таджикскую «Одиннадцать тысяч километров от Нью-Йорка» и российскую «Спасти рядового Михеева». По замыслу организаторов, фильмы призваны избавить людей в погонах от цинизма, неизбежно наступающего вследствие рутинной и тяжелой службы.
Евгений — сотрудник милиции. В кинотеатрах бывает редко: из-за службы не остается времени даже на то, чтобы погулять с ребенком, что уже говорить о походе в кино. Но, отсмотрев предложенные фильмы, говорит: это нужно для общего развития, причем не только правоохранителям. Правда, нелегкая доля афганских беженцев, показанная в «Одиннадцати тысячах километров…», Евгения никак не задела.
— Первый фильм я вообще не понял: почему Афганистан, причем тут права человека и все остальное? — недоумевает милиционер. — А второй, конечно, стоящий. Правдивые фильмы о милиции вообще встречаются очень редко. Понятно, что бывают такие факты, как в «Рядовом Михееве», и герой вызывает сочувствие. Но то, что показали, все очень хорошо, а доказательств мало. Есть человек, но насколько его рассказы правдивы, по-моему, тут сложно судить.
Фильм «Одиннадцать тысяч километров от Нью-Йорка», рассказывающий о тех, кто, спасаясь от войны, бежал из Афганистана, выбран для показа неслучайно: с иностранцами харьковская милиция общается довольно-таки часто.
— Это эмоциональная проблема, потому что в Украине и, в частности, в Харькове очень большая диаспора, — объясняет директор фестиваля Геннадий Кофман. — И часто они сталкиваются с проблемой непонимания: то, что сегодня мы называем ксенофобией. Здесь мы показываем, из какого ада им пришлось вырваться, спасая жизнь своих близких.
«Спасти рядового Михеева» — фильм о пытках и издевательствах. Главный герой, в прошлом милиционер, оказался последним, кто видел пропавшую девушку. Михеева обвинили в убийстве, и бывшие коллеги старались выбить из него признание. В результате герой выпрыгнул из окна и стал инвалидом.
— В Харькове недавно гремел случай, которым сейчас занимается прокуратура: Глеба Сканта задержали сотрудники милиции Киевского райотдела, — вспоминает помощник министра внутренних дел по правам человека в Харьковской области Юрий Чумак. — Как говорят свидетели и утверждает он сам, его при этом били. Причем били, наверно, немало, поэтому он взял и бросился из окна третьего этажа райотдела. В этом смысле история, рассказанная в фильме, очень похожа: там милиционер тоже прыгнул с третьего этажа райотдела.
Меньше прожженных циников
— Будем говорить откровенно: очень часто, вольно или невольно, работники милиции либо сталкиваются с нарушениями прав человека, либо даже как-то их нарушают, — рассказывает об идее кинопоказа Геннадий Кофман. — И очень важно, чтобы за той или иной темой, проблемой или ситуацией они могли видеть и судьбы людей.
В каждой профессии есть определенная доля цинизма, — считает Геннадий Кофман. Иногда человек (будь то милиционер, врач или журналист) смотрит на мир исключительно с профессиональной точки зрения и перестает сочувствовать людям. А документальное кино призвано вернуть способность к сопереживанию. Даже у повидавших многое правоохранителей. Поэтому во время фестиваля руководство ГУ МВД получило компакт-диски с фильмами о защите прав детей, противодействии торговле людьми и домашнему насилию, защите от пыток и т.п. Кинопросмотры включены в обязательную программу подготовки сотрудников милиции наравне со стрельбой и строевой.
— Кино может повлиять на милиционеров, — говорит психолог Центра практической психологии ГУ МВД Украины в Харьковской области, старший лейтенант Константин Пересада. — Проблемы, которые показаны в фильмах, сейчас актуальны, и я думаю, что такой способ дает возможность каждому пропустить их через себя и, наверное, как-то пересмотреть свою деятельность, чтобы в будущем совершать свои поступки, скажем так, с пониманием.
— Мы уже показывали эти фильмы в других городах, — добавляет Геннадий Кофман. — Люди в погонах просто не решаются даже проявить свою реакцию: профессия накладывает свой отпечаток. Мне больше нравится смотреть на глаза зрителя, а глаза говорят о многом. Но вслух никто не скажет ничего, потому что это люди, которые должны сдерживать свои эмоции.