Кошка, которая гуляет на сцене. Любовь и доброта могут перевоспитать любую строптивую кошку
Впервые в Харькове спектакль московского Театра кошек Юрия Куклачева представил зрителям его сын — Дмитрий. В прошлые выходные он уехал. Но обещал вернуться.
В июне этого года основатель театра — известный российский артист цирка Юрий Куклачев — принял решение передать руководство театром своему старшему сыну Дмитрию.
За плечами 33-летнего Дмитрия — годы работы с отцом, цирковое училище и Российская Академия Театральных Искусств (ГИТИС).
И вот — гастроли в Харькове. Дмитрий вспоминает, что был здесь более десяти лет назад, выступая вместе с Куклачевым-старшим в цирке.
Самостоятельные гастроли запомнились тем, что в Харькове, в отличие от некоторых украинских городов, в которых успел побывать в этом году, очень интеллигентная публика, воспитанные дети. Возможно, ежегодные гастроли в «первой столице» станут традиционными.
Дом-аквариум — для кошек
В театре в Москве работает 70 человек и 150 кошек. На гастролях обычно вдвое-втрое меньше — и людей, и животных. Спартанские условия походной жизни, ежедневные переезды, сквозняки, стрессы — для хвостатой «молодежи». Дома, в театре, остаются пушистые «пенсионеры» возрастом от 12 лет. Для кошек там созданы райские условия — они живут группами, — не в клетках, а в комнатах-вольерах со стеклянными стенами. За здоровьем и настроением маленьких артистов постоянно следят четыре ветеринарных врача и персонал по уходу за животными.
С кошкой может работать только любящий ее человек, — считает Дмитрий Куклачев. Поэтому в основном он старается кормить и причесывать усатый коллектив сам. Кошки очень привязываются к человеку, они должны чувствовать в хозяине защитника и друга, доверять ему. Хвостатый артист в окружении громкого звука, яркого света и детских криков должен быть уверен, что ему на сцене ничего не угрожает. Потому что рядом — хозяин. А для этого животным нужно уделять очень много времени и внимания.
Труппа кошачьего театра в основном пополняется собственным потомством, а не уличными кошками. Ветеринарная обстановка в Москве достаточно неблагополучная — найти абсолютно здоровое животное сегодня проблема.
Воспитаны на любви и ласке
Артистическая карьера котенка начинается… с рук. В артисты берут только тех, кто контактен, не боится человека. Если котенка кто-то когда-то обижал и наказывал, он понимает, что человеческая рука приносит агрессию. И начинает бояться рук, человека и сцены. Этого не должно быть.
— Наши кошки агрессии не знают, — говорит Дмитрий Куклачев. — Они воспитаны только на добре и ласке. К любому человеку — знакомому и незнакомому — они идут, как говорится, с поднятым хвостом.
Удивительно было видеть, как на спектакле буквально всем зрителям давали возможность дотронуться к кошке, погладить ее. И длинношерстная пепельная Марта терпеливо сносила все поглаживания детских ладошек.
Это единственная кошка, которая спокойно дает себя гладить. Есть уникальная кошка, которая умеет делать вид, что падает. Другая любит изгибать особым образом хвост, когда ее гладят. Третья — прятаться обратно в бутафорскую кастрюлю, когда ее пытаются оттуда вытащить.
— У каждой — свой уникальный трюк, каждая делает только то, что умеет. Это специфика кошек, — открывает секреты дрессировки Дмитрий Куклачев. — Нельзя кошку научить разным вещам, каждая делает только что-то свое. Моя задача — найти эту уникальную способность животного и ее развить. А для этого самое главное — наблюдение. Чем больше за кошкой наблюдаешь, тем больше открываешь в ней новые особенности и возможности.
На одном языке
Люди привыкли, что домашняя кошка – это часть мебели, которую нужно кормить. Особое внимание ей не уделяется. Поэтому одна из задач театра — научить ребенка наблюдать за своей кошкой и найти с ней общий язык. Чтобы к животному относились как к другу и члену семьи.
Кошка, которая гуляет сама по себе — главный постулат театра. С ней надо быть всегда в режиме импровизации: что бы она ни сделала, все замечательно. Поэтому кошки на сцене театра Куклачева — главные хозяйки. Перед началом номера могут почесать коготки о покрытие сцены, глубокомысленно посмотреть в зал, поваляться на спине, потянуться, как дома. И все терпеливо ждут, когда Ее величество соизволит выступить.
Эту особенность оценили японцы. Дмитрий с недоумением наблюдал, как зрители каждый раз вставали и аплодировали после каждой такой «выходки». Оказывается, жители Поднебесной ценят естественность поведения.
А харьковским взрослым зрителям, наверное, запомнился лирический номер, когда Дмитрий и супруга Марина стояли рядом, а кошка кругами гуляла по их плечам, ласково прикасаясь к каждому, отдавая свою любовь.
Настоящие уроки доброты и любви, понимания и сопереживания превращали даже взрослых людей в детей. Где-то за стенами зала оставались мировые кризисы и национальные проблемы, а здесь, между сценой и лесом рук зрителей, прыгали огромные мячики, по мостику из спин детей-добровольцев бегали кошки, а на сцене куролесили веселые клоуны.
Комментарии:
Обожаю кошек. Отношусь как к деткам. У меня их двое и я всегда нахожу для них время.