Рубить — не рубить?
В последние годы наступление на Лесопарк приобрело угрожающие масштабы. То тут, то там вырубаются деревья, появляются ограждения, вдоль высоченных заборов прогуливаются крепкие охранники, не отвечающие на вопросы журналистов. Что происходит с легкими города — одному Богу ведомо. И еще чиновникам, которые тоже предпочитают не отвечать на вопросы, а ссылаться на пункты и пунктики всевозможных документов.
В среду возле Мемориала собралась небольшая группа людей: общественные деятели, госчиновники, журналисты и привлеченные непонятным собранием немногочисленные гуляющие по парку пенсионеры. Здесь состоялись первые общественные слушания относительно удаления аварийных деревьев возле Мемориала.
Председатель совета экологической группы «Печенеги» Сергей Шапаренко говорит, что это первый этап консультаций с общественностью. Проблема стоит гораздо шире. Санитарные рубки проводятся не только в этой части парка. И вопрос в том, насколько они «санитарные».
— У нас идет плановая работа, — говорит исполняющий обязанности главного лесничего Андрей Дронь. — Но некоторые граждане «сигналят» в различные инстанции, что мы рубим сырой лес. На самом деле удаляется сухостой, мертвые деревья. Последняя обработка леса с самолетов проводилась в 87м году, и многие деревья поражены вредителями. Если вы придете сюда летом, то увидите: лес стоит белесый. Сегодня необходимо только в 61 квартале (часть Лесопарка, где находится Мемориал) удалить 340 деревьев, плюс валежник. А кое-кто, не разобравшись, поднимает шум.
Однако природоохранные общественные организации не согласны с такой оценкой.
— Я достаточно давно занимаюсь исследованиями леса, — рассказывает кандидат биологических наук, младший научный сотрудник НИИ биологии ХНУ Антон Ващенко. — Те методы хозяйствования, которые у нас действуют, давно во всем мире считаются устаревшими. Нельзя нарушать естественный процесс развития леса. Старые деревья, валежник — это и питание почв, и место роста грибов, и место обитания животных. Если вырубки вокруг Мемориала оправданы в целях безопасности посетителей и сохранения «цивилизованного» облика, то в глубине леса такие способы могут нанести непоправимый вред, нарушить экологическое равновесие.
Руководители Экологической группы «Печенеги» говорят, что надежды на чиновников у них мало. Такие вопросы, как сохранение Лесопарка и других зеленых островков, можно решить только всем миром. И если заставить общественность, наконец, пробудиться и перестать жить по принципу «Моя хата с краю», то, может, удастся избежать ситуации, когда уместна пословица: «Пока гром не грянет…»