Путь в ВТО лежит через наш желудок
Переходя на международные стандарты, Украина отменила обязательную сертификацию большинства продуктов питания. Специалисты Госпотребстандарта прогнозируют: в страну может хлынуть поток некачественных, а то и опасных для здоровья товаров неизвестного происхождения.
Раньше защиту от некачественной и опасной продукции гарантировала сертификация. Ее проводили сотрудники уполномоченных Госпотребстандартом органов по сертификации, и ответственность за качество несло государство. Сейчас условием вступления в ВТО является отмена обязательной сертификации продуктов питания и отстранение Госпортребстандарта от права на контроль. А так как протокол о вступлении уже подписан и ожидает ратификации в парламенте, введение международных норм приходится поспешно наверстывать.
Ни туда, ни сюда
На данный момент 30% наименований пищевой продукции уже не требует сертификации. Среди них шоколад, сахарные кондитерские изделия, плодово-ягодные консервы. Планируется, что этот список будет пополняться.
Переход на международные стандарты означает замену ГОСТов на принятые повсеместно технические регламенты. Причем, по нормам ВТО, производитель сам оценивает свою продукцию на соответствие с нормами и сам же отвечает за ее качество. Для этого он проверяет ее в лаборатории и подает декларацию, что, мол, все у меня на высшем уровне, никаких нарушений. Все бы ничего, только на продукты питания новые правила не распространяются. В Перечне продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией, их просто нет. То, что попадет на наш обеденный стол, уже не сертифицируют, но еще не декларируют. Это касается как отечественной продукции, так и импортированной. В результате — полная вседозволенность.
Доходы на отходах
Открытый рынок, как открытая рана, способствует проникновению опасных инфекций. Вполне вероятно, что супермаркеты и базары наполнятся продуктами, где вредные химсоединения, микробиологическая и радиологическая загрязненность превышают все допустимые нормы. Но потребитель так и не сможет узнать, что он ест: официальной информации о составе импорта не предполагается. Санитарная проверка остается, но комплексной уже нет.
— В Украину можно будет ввезти все, что хочешь, — сокрушается ведущий инженер ГП «Харьковстандартметрология» Виктор Пирог. — То, что они у себя в Европе по закону реализовать не могут, продадут у нас. А мы это негодное купим. И еще будем думать: «Вот, французское, в Париже сделано!»
В экономически развитых странах отношения между производителями и потребителями регулирует, прежде всего, всеобъемлющая правовая база, которая устанавливает основные требования к продукции, в том числе по безопасности. И соответственно, при этом стандарты не являются обязательными. Скажем, в Евросоюзе в плане контроля все очень строго. Здесь действуют более 300 директив и регламентов. Без документов, подтверждающих безопасность, продать пищевые продукты невозможно. Производителям некачественных товаров живется несладко, но это не значит, что они не существуют вообще. Все регламенты имеют силу лишь в границах Евросоюза, а «теневые» производители находят рынки сбыта за его пределами. С какой же радостью, должно быть, встретили они указ об отмене сертификации в одной из стран на востоке Европы. Это при том, что большинство стран-членов ВТО жестко контролируют импорт.
Рыночный альтруизм
Параллельно с подготовкой к вступлению в ВТО Украина договаривалась со странами СНГ о взаимном признании работ по сертификации. Теперь же 11 межправительственных соглашений улетают в трубу. Украинский рынок становится открытым — только в одностороннем порядке. Импортную продукцию мы принимаем с распростертыми объятиями, зато для того, чтобы экспортировать собственную, отечественный производитель вынужден будет сертифицировать ее в каждой из стран СНГ отдельно. Короче, другим даем, но ничего не требуем взамен. Альтруизм — это, конечно, похвально, только как он увязывается с «підтримкою вітчизняного виробника»?
Переходный период — всегда самый болезненный. Чтобы ускорить его прохождение, для начала надо хорошо причесать законодательную базу. Придерживаться каких-то норм можно тогда, когда они, как минимум, существуют. Но в нашей стране, к сожалению, желание быть европейской опережает эволюционное развитие всей экономики. Ведь для приведения нормативно-правовой базы в соответствие с европейской требуется 5 лет. А продовольственные товары прибывают, и кушать хочется всегда.