Ремонт в ККЗ «Украина»

Ремонт в ККЗ «Украина»

Кажется, строительство в Харькове оживает. Появляются новые здания, повсюду видны силуэты высотных кранов. Но как оценивают ситуацию специалисты — те, кто помнит другие времена? Почетный гражданин Харькова Владимир Реусов — автор многих известных проектов — в строительстве более 65 лет…

— Владимир Алексеевич, скоро День строителя. Что для Вас значит этот праздник?

— Отмечаю его каждый год, начиная с самого первого Дня строителя. Этот праздник появился в 1956-м году. А в строительство я пришел еще раньше, в 1951-м году, после фронта и учебы в институте. Сразу же довелось проектировать промышленные здания, в частности, завод «Электротяжмаш». Нужно было быстро соорудить цех крупных машин площадью около шести гектаров. Использовался повторный проект из Новосибирска, запроектированный в металле. Для экономии металла мы перепроектировали его в сборный железобетон. Это дало возможность сократить сроки строительства и его стоимость более чем на миллион рублей. Это было начало массового применения железобетона. Страна лежала в руинах — сборный железобетон помог восстановить хозяйство и жилье. Харьков особенно остро нуждался в жилье, поскольку быстро развивался. По состоянию на 23 августа 1943 года в городе осталось всего 190 тысяч жителей, а с началом восстановления население стало быстро прибывать. Жили в землянках, жили по несколько семей в комнате... Начали строить из кирпича, но это давало 100–150 тысяч квадратных метров жилья в год — капля в море. Только после создания домостроительных комбинатов началась массовая застройка жилых районов Харькова крупнопанельными домами: сдавали 700–800 кв. метров жилья в год. Это повлекло за собой создание сетей, коммуникаций, строительство школ, садиков, магазинов, больниц… На домостроительном комбинате работало 10 тысяч человек, он выдавал на стройку до 2000 кубометров железобетона в сутки. Монтаж домов шел «с колес», днем и ночью. С началом независимой Украины все оборвалось.

Строительство Харькова основывалось на развитии промышленности. Значительная часть средств, заложенных на развитие производства, выделялась на потребности населения — так называемые долевые средства. Это значит, что деньги выделялись не только, скажем, на новый корпус завода имени Малышева, но и на строительство жилых домов, детских садиков, больниц, школ, дорог… «Рухнула» промышленность, «рухнуло» и строительство. Пострадали многие строительные организации. У нас есть Ордена Ленина трест № 86. Он строил уникальные объекты, здание областного совета, киноконцертный зал «Украина», памятник Ленину — словом, создавал лицо города. Сегодня им нечего делать, они 15 лет находятся в стадии ликвидации… И все же некоторые сумели начать «с чистого листа», устояли в новых экономических условиях, и, следует отметить, им удается многое сделать…

Благодаря им город меняется, появляются элитные дома. Это не только другой вид — это новые технологии, в частности, технология монолитного железобетона, потянувшая за собой новые конструкции и материалы, использование совершенно других механизмов. Приятно, что в городе ценят работу строителей. Председатель правления треста «Жилстрой-1» Александр Харченко стал почетным гражданином в прошлом году, руководитель треста «Жилстрой-2» Юрий Кроленко — в этом.

Но… В Киеве строительство идет полным ходом, там ежегодно сдается больше миллиона квадратных метров жилья, а в Харькове — всего 20–50 тысяч, да и то огромное количество этих прекрасных квартир пустует, ожидая хозяев. Получающий среднюю зарплату человек, конечно же, не в состоянии приобрести такое жилье. Государство, с моей точки зрения, занимается этой проблемой недостаточно.

— Что может дать новый толчок харьковскому строительству?

— Рецепт один — должна работать промышленность. Только это даст необходимые средства.

Кроме того, придется восстанавливать базу. Балаклейский цементный завод давал 4 миллиона тонн цемента. Там была построена печь длиной 230 метров и диаметром около 6 метров, которая одна давала миллион тонн цемента. Она стояла 15 лет, теперь, наконец, появилась надежда, что ее снова запустят. Отрадно, что некоторые предприятия, производящие стройматериалы, сейчас переоборудуются и снова вступают в строй. Но объемы пока очень малы…

В последние годы все медленно налаживалось, но сейчас ситуация в строительстве снова обостряется. Нет заказов, снижаются объемы работ, а это значит — снова уйдут люди, специалисты. Строительство — как лакмусовая бумага, на нем в первую очередь отражается ситуация в государстве. Оно быстро и развивается, когда дела налаживаются, но только в том случае, если сохранилась база…

— Вы довольны подготовкой молодых специалистов, которые приходят в строительство?

— Подготовка выпускников ХИСИ всегда ценилась. А уровень популярности строительных специальностей среди молодежи колеблется в соответствии со спросом. После 91-го года спрос на строителей упал, пропал и интерес молодежи. До недавнего времени шел подъем, были и конкурсы. В этом году новые проблемы принесла система тестирования — она показала свое несовершенство. Особенно пострадало заочное обучение: даже в техникумах не комплектуются потоки заочников.

— А как с рабочими специальностями?

— Остатки профтехучилищ держатся на честном слове, их очень мало, и, конечно же, это отрицательно сказывается на комплектации производства квалифицированными рабочими кадрами. А сейчас, в современном строительстве, требуются именно квалифицированные рабочие.

— Вы один из авторов проекта киноконцертного зала «Украина». Довольны ли тем, как идет ремонт?

— Пока не видел, но знаю, что там делается, и считаю, что нужно сделать несколько больше. Зал ведь остался недостроенным. Там планировалось построить вестибюль. Сначала хотели сделать примитивную крышу, под которой можно было бы сидеть во время дождя, а в итоге проект вылился в то, что вы видите. Нас очень ругали за «излишества», но когда проступил рисунок здания и оказалось, что проект стоящий, не было отбоя от посещений высоких гостей. Затем точно такое же здание построили в Херсоне. Однако пристроить вестибюль нам все-таки не удалось.

Крыша этого зала представляет собой подвешенные на тросах цементные панели. Толщина их — всего 3 сантиметра, но в них вложено 7 рядов тканой металлической сетки.

— Вы говорите, что зал не достроен. Именно о необходимости пристроить вестибюль говорили на днях, когда мэр приезжал посмотреть, как идет ремонт зала.

— Конечно же, вестибюль нужен. Мы предполагали, что он будет справа, со стороны зоопарка. Нужно только убрать «гадюшники», которые там за деревьями понастроили…

Обсуждается также возможность замены панно, еще предполагается заменить кресла в VIP-зоне…

Панно мы — авторы — делали своими руками. Картинку и материалы нам привезли из Киева, но «лепили» мы с Васильевым и Плаксиевым ее сами. Она уже простояла больше сорока лет, а что до красоты — египтяне тоже не все сделали идеально, но, тем не менее — всему свое время. Я категорически против того, чтобы менять картинку…

Кресла мы тоже конструировали сами, изготовили их на заводе «Харпластмасс». Потом это предприятие снабжало такими сиденьями весь Союз. Их прессовали из особенного прочного материала, который использовался на «Электротяжмаше». Мягкие кресла, конечно, удобны, но долго ли они продержатся в молодежном центре?

— Вы всегда были на шаг впереди, использовали новые технологии…

— Харьков вообще был на шаг впереди. Не все знают, что первый панельный дом в Советском Союзе построили в Харькове. Еще перед войной, на углу улиц Бажанова и Пушкинской. Из Харькова вышло много ученых мирового уровня, занимавшихся разработкой материалов, марок бетона, фундаментами. Здесь в первые послевоенные годы была разработана и применялась технология напряженной арматуры, дававшая огромную экономию металла. Не случайно международный конгресс по бетону состоялся в 1977-м году в Харькове — у нас было что показать как в теории, так и на заводах, стройках.

Харьковское метро в Союзе стало шестым, но наши проектанты, конструкторы, архитекторы смогли найти новые решения и конструкции. Монолитное сводчатое перекрытие выполнено впервые на станции «Спортивная» и пошло гулять по всему свету… А как сделать его еще и красивым, рельефным, придумал архитектор Плаксиев.

Новшеством было и применение для отделки метрополитена покрытой эмалью металлической плитки, как на станции метро «Завод имени Малышева». Для монтажа последних 60-ти метров телевышки на Павловом Поле мы впервые в Советском Союзе применили вертолет… Многое в Харькове рождалось впервые.

— В чем сейчас прослеживается наш дух первооткрывателей?

— В строительстве церквей. Прекрасный храм построил «Жилстрой-1» на «Научной».

— Но ведь в строительстве церквей применяют традиционные технологии?

— И традиционные, и современные. Храмы у нас строят великолепные, но… Меня несколько огорчает идея построить храм в сквере за Зеркальной струей — стоит ли так радикально менять облик центральной части города?

— Как продвигается дело с созданием музея строительства, которым Вы занимаетесь?

— Увы, медленно. Есть прекрасное помещение, однако собрать материалы очень сложно. Но я считаю это необходимым делом — харьковчане должны знать, кому они обязаны всем, что построено в городе после войны.

 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters