1020-летие Крещения Руси — праздник с подтекстом… Возможна ли самостоятельная церковь в Украине?
Дела церковные порой сложнее дел государственных. Складывавшиеся веками и тысячелетиями каноны нельзя атаковать кавалерийским наскоком. В чем и убедился неуёмный Виктор Ющенко, когда попытался гнуть свою линию по немедленному созданию единой поместной украинской православной церкви во время празднования 1020-летия Крещения Руси.
Чего хотел Ющенко
«Дальше от Москвы», — этим девизом можно объяснить многие поступки Президента. В делах церковных это стремление поддерживают УПЦ КП — украинская православная Церковь киевского патриархата и УАПЦ — украинская автокефальная православная Церковь. Обе они образовались в конце прошлого столетия на волне «незалежності», обе мировым православием не признаны и считаются раскольническими. Объединить эти церкви, а также УПЦ МП — украинскую православную церковь московского патриархата в одну «поместную», добиться для нее мирового признания, чтобы выйти полностью из-под церковной юрисдикции Москвы — такую задачу поставил себе Виктор Ющенко. В этом деле он очень рассчитывал на визит Вселенского патриарха Варфоломея I и его помощь.
Что значит «поместная»?
Что же, собственно, такое «поместная церковь»? Политики часто полагают, что понятие «поместная Церковь» тождественно понятию «национальная Церковь». Это не так, — поправляют церковники. Здесь работает принцип общей территории, а не общего этнического происхождения — противоположная точка зрения как раз и ведет к расколам.
Поместная Церковь — это Церковь, которая размещается на одной территории и имеет один синод (или совет), включающий всех епископов, пребывающих на этой территории. При этом главное отличие Поместной Церкви — самостоятельность в вопросе избрания первоиерарха (который может иметь сан Патриарха, Архиепископа либо Митрополита). Если Церковь избирает первоиерарха полностью самостоятельно, она является автокефальной. Автокефальные Церкви также пользуются самостоятельностью в области административной и церковно-судебной деятельности, сами канонизируют своих святых и обустраивают свою жизнь (при условии сохранения догматического учения). Кроме того, все древние и некоторые новые автокефальные Церкви пользуются правом освящения «святого мира» — состава из благовонных веществ и елея, который используется в Таинстве Миропомазания или, как говорят в Западной Церкви, «конфирмации».
Если же после своего избрания первоиерарх нуждается в утверждении со стороны другой Церкви, то возглавляемая им церковь называется автономной. Святое миро она получает от своей Церкви-Матери, последняя также утверждает устав и статус автономной Церкви. Термин «Автономная Церковь» — новый. Однако явление, которое он обозначает, имело место в древности и в средние века. К примеру, именно при помощи термина «автономия» можно сегодня передать тот канонический статус, которым пользовалась Киевская Митрополия, когда она входила в состав Константинопольского патриархата.
Мировое (или вселенское) Православие состоит из 16 Поместных Церквей. Можно говорить о конфедерации независимых церквей, но сами православные чаще используют формулу «единство в многообразии». С точки зрения богословия, Православие — это одна Церковь, существующая в различных культурно-исторических или «поместных» проявлениях. Поэтому, собственно, они и называются поместными, то есть Церквями того или иного «места».
Хотя все Поместные Церкви равноправны, древние Церкви пользуются преимуществом чести. Это отражено в специальном церковном диптихе — «списке чести». В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, официальный список Поместных Церквей выглядит сегодня так: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии. В современном греческом диптихе к этим автокефальным Церквам присоединяются еще две автономные Церкви, получившие автономию в составе Константинопольского Патриархата: Финляндская и Эстонская. Однако в церковном диптихе, которым пользуется Русская Церковь, вместо них фигурируют автокефальная Американская Церковь и Японская православная Церковь, получившая автономию в составе Московского патриархата.
Как получить автокефалию?
Такое «разночтение» объясняется тем, что Константинополь и Москва до сих пор не могут договориться о том, каким именно образом местная Церковь получает автокефалию. С точки зрения Церквей греческой традиции, предоставление автокефалии — прерогатива Константинополя. Русская Церковь настаивает на том, что автокефалию должна даровать материнская Церковь. Кроме того, Константинополь настаивает на том, что автономные Церкви могут существовать только в его составе.
Таким образом, возжелав обрести независимость, Украинская Православная Церковь окажется в затруднительном положении. Ведь даже если ее нынешняя Церковь-Мать (Московский Патриархат) дарует ей независимость, она не будет признана Константинополем и подавляющим большинством Поместных Церквей. С другой стороны, если автокефалию предоставит Константинополь, то это повлечет за собой канонический и психологический раскол с Московским Патриархатом, который наверняка откажется признавать таковую.
И, тем не менее, считают церковники, Православие в состоянии найти решение этой проблемы, если в Украине будет достигнуто единомыслие по вопросу автокефалии.
Испрашивая автокефалию, епископат должен действовать соборно, то есть в согласии друг с другом. По мнению всех православных канонистов, именно это является главным условием для создания самостоятельной церкви.
Пустые хлопоты
Надежды Президента на визит Варфоломея не оправдались — патриарх не только не объявил о готовности признать автокефалию УПЦ КП или принять ее в качестве автономии под крыло Константинополя, но даже не появился в обществе «раскольников».
— Каких бы почестей Президент ни старался оказывать Константинопольскому патриарху, он не смог добиться того, чтобы тот показался на публике с лидерами раскола, — отметил отец Георгий, и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. И добавил, что если раньше для многих украинцев «слова о том, что раскольники не признаны мировым православием, был чем-то эфемерным и непонятным, то теперь все собственными глазами увидели, что это означает».
Однако праздник политиканами от церкви все-таки был подпорчен…
Комментарии:
"Однако праздник политиканами от церкви все-таки был подпорчен…"Однако статья, написанная Чепуриной, не подпорчена, а просто очень плохая. Как обычно
"Надежды Президента на визит Варфоломея не оправдались — патриарх не только не объявил о готовности признать автокефалию УПЦ КП или принять ее в качестве автономии"Чепурина, ну хоть за Варфоломея та не говори!! надоела!
"мировым православием". Это каким это мировым православием?? Московскими попами? Русская Церковь настаивает на том, что автокефалию должна даровать материнская Церковь. А с какого черта Московские попы стали материнским для Киева??? Чепурина, лечи голову.