Храм апостола Любви
Приходом для интеллигенции называют этот храм многие харьковчане. Сюда, на окраину города, к своему духовнику — отцу Виктору Маринчаку — спешат за советом актеры и журналисты, правозащитники и университетская профессура. В свое время в эту церковь ходили философ Григорий Сковорода и диссидент Генрих Алтунян. Здесь каждую годовщину смерти зажигает поминальные свечи вдова поэта Бориса Чичибабина. С истории церкви Иоанна Богослова, что постепенно восстанавливается на Ивановке, мы начинаем новый цикл — «Храмы Харьковщины».
Исторических сведений об одном из старейших православных приходов Слобожанщины практически не сохранилось. Доподлинно известно, что в XVII столетии деревянная церковь здесь уже стояла. Первое здание здешние жители построили на месте дубовой рощи, и за престол им служил пень трехсотлетнего дуба. В те времена люди особенно тщательно выбирали места возведения церквей, поэтому для алтаря подбиралась наиболее энергетически оптимальная точка. Строили, как водится, всем миром. Собственно, и название село Ивановка получило как раз в честь любимого ученика Спасителя, именем которого и был назван храм. Уже в то время церковь, словно магнит, привлекала к себе весь цвет тогдашней образованной публики.
Недалеко на склонах Лысой горы жил странствующий философ Григорий Сковорода. Еще до перестройки можно было увидеть его покосившуюся хату, а сейчас остался лишь колодец, из которого черпал воду выдающийся украинский мыслитель. Мимо Иоанно-Богословского храма он проходил к речке, чтобы баркой плыть к коллегиуму, где какое-то время преподавал. Очевидно, что христианский богослов заходил сюда помолиться и принять святые таинства. Не исключено, что здесь бывали его коллеги, друзья, единомышленники. Учитывая, что Сковорода сильно любил Харьков и был очень набожным человеком, можно только догадываться о его взаимоотношениях с этим храмом.
Возрождение Ивановки пришлось на 60-е годы XIX века и совпало с началом строительства рядом с селом железной дороги. В 70-е годы позапрошлого века слобода на окраине города стала активно развиваться, и уже в 1878 г. в Консисторию поступило обращение с просьбой построить на улице Большой Панасовской (ныне Котлова, 105-А) каменный храм. Проект архитектора Данилова был типовым для Слобожанщины. Церковь имела колокольню и три придела. Центральный был посвящен апостолу Иоанну Богослову. Правый — празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Левый — Св. Феодосию Черниговскому и преподобному Серафиму Саровскому. По штатному расписанию, в приходе были два священника и один дьякон. При храме работала церковно-приходская школа. Каменное здание было построено в 1885 году на трудовые деньги жителей села Ивановка, решивших не привлекать к благородному делу состоятельных меценатов, а возвести культовое заведение собственными силами. 45 лет церковь прослужила, вознося устами верующих славословия Господу. Около 1930 года храм был закрыт, обворован и стал разрушаться.
Несколько раз его пытались подорвать, но чудом он устоял. Старожилы вспоминают, что на коммунистические субботники сюда приводили школьников разбирать сооружение по кирпичику. В советское время здесь находился склад. В алтарной части лежали унитазы и всевозможная рухлядь. По словам настоятеля храма отца Виктора Маринчака, «в 70-е годы здание было так изуродовано, что уже почти не было похоже на церковь. Что-то темно-красное — руина с деревьями на крыше». Когда стало ясно, что независимая Украина — дело времени, возникло православное братство по возрождению украинской церкви. Еще до учредительного собрания члены общины приходили убирать во дворе — под стенами на 70% разрушенного помещения.
— Когда я впервые попал внутрь храма, — вспоминает отец Виктор Маринчак, — у меня аж дух перехватило. Так тянуло взгляд и душу вверх — к небу. Сам интерьер такой, что выпрямляет тебя и направляет к горнему. И хотя 60 лет простоял этот храм закрытым, сохранилась духовная сила и намоленность святого места, не случайно выбранного здесь нашими пращурами для церкви.
По иронии судьбы, первая служба под стенами Иоанно-Богословского храма состоялась в переломный для страны день — 19 августа 1991 года. Для верующих — светлый праздник Преображения Господнего, для истории агонизирующей империи — путч ГКЧП. Многие шли на службу в украинский православный храм, как декабристы на Сенатскую площадь. Гарантию возвращения домой никто дать не мог. Выстояли. Выстрадали. Вымолили. И начали поднимать церковь из руин. Без спонсоров, без поддержки властей, на голом энтузиазме и с верой в Божий промысел. В прош-лом году был установлен на колокольне купол и возведен крест. Сегодня идет активное строительство в заброшенной части церкви. Все эти годы службы проходят только в первой половине храма.
За 16 лет своей новейшей истории Иоанно-Богословский приход превратился в большую семью, где можно встретить многих известных харьковчан. Благодаря своему настоятелю — кандидату филологических наук, преподавателю ХНУ отцу Виктору Маринчаку, община давно уже пользуется популярностью среди интеллигенции, людей творческих профессий, молодежи. И, хотя внутри церкви стены по-прежнему обшарпаны, а до полной реконструкции еще очень далеко, Иоанно-Богословский храм, несмотря на все преграды, сумел стать заметным явлением в возрождении православия на Харьковщине.
Комментарии:
Если возможно обновлять информацию и давать свежие новости о жизни храма.