Мысли, запечатленные на салфетках
В рамках проекта «Мастера» в муниципальной галерее открылась выставка известного харьковского дизайнера Игоря Остапенко.
Экспозиция состоит из нескольких предметов дизайна, которые автор уже смог воплотить в жизнь, и сотни эскизов, ждущих своей реализации. Это первый вернисаж преподавателя дизайна, проходящий в Харькове. До этого работы автора уже успели побывать в нескольких городах России, Германии и Украины.
Начало творческой карьеры Игоря Остапенко пришлось на 80-е годы, когда он приступил к написанию своей дипломной работы. Тогда будущий преподаватель Академии дизайна и искусств создал проект фиолетового сверхскоростного поезда. Но Виктор Омельяненко — научный руководитель «дипломки» Игоря — заставил вернуть экспрессу привычный для СССР зеленый цвет. Студент выполнил требование преподавателя, а через два года в США впервые появились поезда фиолетового цвета. Американские психологи решили, что цвет загадочности сможет привлечь большее количество пассажиров. Тогда-то Игорь Остапенко окончательно убедился в правильности своего выбора.
Сам мастер называет дизайн образом жизни, ведь начало одной его работы служит окончанием предыдущей. А ректор ХГАДИ Виктор Даниленко заметил, что «дизайн от Остапенко» — деликатный, тонкий и не кричащий. Именно поэтому его выставку можно, да и нужно, смотреть не спеша.
Девиз выставки — зафиксировать мысли. Здесь представлены только три полноценных дизайнерских проекта, все остальное — лишь наброски. Деревянный стол с покрытыми ржавчиной металлическими ножками, вешалка почти в человеческий рост, сделанная из бревна, и композиция из трех движущихся металлических колец — именно эти чудеса смог реализовать на практике харьковский дизайнер.
Кстати, сочетание металла и дерева выбрано не случайно. Как говорит сам Игорь, это работа контраста, ведь дерево — теплое, а металл — холодный.
Чертежи, которые представляют «теоретическую» часть выставки, в основном выполнены в черно-белых тонах. Среди десятков эскизов можно найти не только пресловутые поезда, а и множество разработок дизайна автомобилей. Эти работы Игоря Остапенко созданы при помощи ручек, карандашей и фломастеров. При этом дизайнер отдал предпочтение не обычной бумаге, а салфеткам и газетам. Как признается сам автор, здесь запечатлен процесс, впоследствии которого и рождаются его «детища»: кое-где видны рецепты лекарств, капли расплывшейся воды и даже номера чьих-то телефонов.
Именно это является так называемыми «муками творчества» дизайнера, которые он с радостью согласился обнародовать на первой выставке в своем родном городе.