Театральный Харьков «курбалесило» целую неделю

Театральный Харьков «курбалесило» целую неделю

Нынешний, уже шестой по счету, фестиваль негосударственных театров «Курбалесия» сложно назвать однородным. Площадки Дома актера и театра «Публицист» были отданы как дебютантам (в том числе и непрофессионалам), так и режиссерам и драматургам, имена которых театралы произносят чуть ли не с благоговением. Моноспектакль, документальная драма, блиц-постановки — в общем, служители Мельпомены «курбалесили» не по-детски.

На открытии «Курбалесии» общее внимание привлекли трехлитровые банки с надписями «Актеры», «Режиссеры» и «Сценаристы». Тот, кто хотел быть на фестивале не только зрителем, но и участником, мог бросить туда листик бумаги со своей фамилией. Жребий определил, кому предстоит создать блиц-спектакль за восемь дней. В таких постановках на скорость немало экстрима: во-первых, режиссеру приходится работать с актерами, которых он впервые видит, во-вторых, эти актеры могут оказаться непрофессионалами (например, в этом году в блицах участвовали художник и юрист). Наконец, расписание фестиваля, как признаются режиссеры, составлено так, что репетировать некогда: надо смотреть.

Демонстрационную программу «Курбалесии» открыл спектакль «Демоны» харьковского театра «Котелок». Действие происходит в задыхающемся от перегара украинском селе, где у людей ничего, кроме водки, мата и безысходности, не осталось. Автору и актерам удалось воспроизвести сочный деревенский суржик, не скатываясь при этом в карикатуру и шароварщину.

Дальше был интеллектуальный и минималистский «Облом off» «Новой сцены», сюрреалистическая «Цапля» театра «Публицист», искренняя «Девочка и спички» петербуржского «Театра АСБ». Его режиссер Алексей Янковский также дал возможность харьковчанам увидеть открытую репетицию своего нового «Злого спектакля». Любая репетиция должна быть смотрибельной, считает Янковский, потому что актер — это публичная профессия.

Дословно — о страхе

Именно благодаря «Курбалесии» харьковчане узнали, что существует не только документальное кино, но и документальный театр. Спектакли в стиле «Вербатим» (с лат. — дословно) основаны на откровениях реальных людей. Вооружившись диктофоном или видеокамерой, актеры записывали интервью на заранее выбранную тему — свадьба. Своих героев они искали прямо на улицах, в кафе и даже в больницах. Чаще всего получали банальные односложные ответы, но иногда им удавалось найти потрясающие истории: к примеру, 18-летний парень рассказал, что стал отцом в 16 лет, а сейчас отбирает деньги у прохожих, чтобы прокормить свою девушку и ребенка.

Коллектив из Винницкой области создал вербатим о человеческих фобиях — «Страх off/on». В этом спектакле наиболее четко были воплощены принципы саундрамы — то, что играл музыкант, значило не меньше, чем то, что говорили актеры. Электрогитара имитирует звук бормашины, создает атмосферу пустого подъезда, куда проник маньяк, помогает рассказать о боязни разбить любимую чашку. Искренность непридуманных историй, безусловно, подкупает. Главное — правильно организовать собранный материал. Так или иначе, у документальной драмы большие перспективы.

Олди на сцене

Традиционно «Курбалесия» уделяет особое внимание драматургии харьковчан. В номинации «Дебют» жюри фестиваля отметило молодого актера и режиссера Владимира Самойленко. Его «Северное сияние» — нервный текст поколения двухтысячников, который, чтобы рассказать о матери и взрослеющем сыне, обращается к теме инцеста.

А известные харьковские фантасты Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (вместе — Генри Лайом Олди) впервые услышали свой текст со сцены. Их единственную пьесу «Вторые руки» ставят то в одном, то в другом театре, но авторы узнают об этом в последнюю очередь. «Мы узнавали об этом в Интернете: то Могилевский областной театр играет, то Абаканский имени Лермонтова, то в Комсомольске-на-Амуре, в Чите, еще где-то, — рассказывают фантасты. — Почему-то театры, причем профессиональные, не считают нужным сообщать автору, что его пьесу взяли к постановке».

Кстати, Олег Ладыженский по специальности — режиссер, а Дмитрий Громов в свое время был актером. После «Курбалесии» у них появилась идея — сделать театральную страничку на фестивале «Звездный мост».

— Если будут спектакли на подходящую тематику: фантастика, фантасмагория, то мы постараемся, чтобы участники «Звездного моста» смогли их посмотреть, — говорят Олди. — Может быть, надо будет расширить фестиваль, начать его раньше на три дня.

Татьяна Винокурова 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters