Поросенок для министра культуры

Поросенок для министра культуры

Работы начинающей керамистки так понравились опытным художникам, что они тут же стали ее постоянными покупателями

Глина — самый древний материал, освоенный человеком. С давних времен люди лепили из нее посуду, фигурки зверей и птиц — так называемые тотемы. Когда рассматриваешь керамические игрушки, кажется, будто сделать их самому не так уж и сложно: незамысловатый материал, да и техника — не на грани фантастики. Но если вы решите попробовать, у вас вряд ли что-то получится.

Однажды в поисках оригинального подарка я забрела на наш харьковский «Арбат», который обосновался в сквере у Вечного огня. Это чуть ли не единственное место в городе, где еще можно встретить редкие шедевры творчества до того, как их скупят столичные или закордонные галерейщики и коллекционеры-одиночки. Мое внимание привлек столик с керамикой. Забавные фигурки животных так трогательно глядели на мир изумрудно-зелеными глазами, что равнодушно пройти мимо было невозможно. Возле столика стояли две девушки и что-то выбирали. Я с нетерпением ждала своей очереди. В том, что покупка будет удачной, я не сомневалась.

Признание экстерном

Стать членом харьковского областного творческого объединения свободных художников «Веселка» непросто. Того, что вы сами считаете себя мастером на все руки, для почетного членства недостаточно. Результаты вашей работы еще должна оценить комиссия. Это уже потом — возможность участвовать в ярмарках, выставляться в магазинах и салонах Украины, зарабатывать на своем умении деньги. В общем, вести легальный (налогооблагаемый) творческий бизнес.

Викторию Соломахину приняли в «Веселку» без долгих размышлений — даже комиссию не собирали. Работы никому не известной керамистки так понравились художникам, что они стали ее первыми постоянными покупателями. Опытные керамисты признаются, что в ее работах есть «что-то неповторимое», а некоторые с детской непосредственностью спрашивают: «Как ты это сделала?..». Технических приемов лепки очень много, но каждый художник привносит что-то новое, свое. Секреты удачной работы выдавать не принято. Поэтому такой вопрос можно задать только в состоянии крайнего удивления.

— Дело в самом принципе лепки. Для меня каждое животное олицетворяет определенное качество, — делится Виктория. — Передо мной стоит задача передать это качество в форме. Например, я думаю об уюте. С ним у меня ассоциируется котик. И я, лепя котика, как бы леплю сам уют, понимаете? Если я леплю лошадку, воплощающую для меня в себе труд, усердие, то я и думаю, что леплю труд.

Да, художники — люди чудаковатые. Эта на первый взгляд нелепая и по-детски наивная концепция вызывает улыбку. Но как с ней поспоришь? Что, в таком случае, заставило меня остановиться именно у этого столика и уже с полчаса любоваться красивыми, умело сделанными игрушками?

Тайна за семью печатями

Народный промысел — это творческая деятельность, связанная с индивидуальным, ручным и поэтому немассовым производством и приносящая небольшой доход. Набившие руку на этом деле керамисты опишут приемы своей работы в двух-трех словах: «выбираем глину — лепим — обжигаем». То, что у каждого материала — своя особенность, а у каждой формы — свои законы гармонии, новичок постигает на собственном опыте. Шедевры создаются интуитивно, извне, благодаря какому-то необъяснимому мистическому озарению. Как ни странно, но за всю многовековую историю лепной керамики техника ее изготовления до сегодняшнего дня не описана в литературе. Даже в Интернете вы не найдете ничего подробнее общих определений и краткой истории развития этого промысла. Такое определение керамики, как «авторская», подобно бренду, который присваивается сегодня любому узнаваемому изделию, пусть он даже на малость отличается от остальных. Стоит ли говорить, почему секрет уникальности не выдается?

«Гениальный» поросенок

Воспоминания из детства эти добрые и наивные игрушки будили неотвратимо. Борясь с желанием взять их все в охапку и унести домой, я все-таки выбрала одного задорного поросенка. Оказалось, он в каком-то смысле гениальный!..

— Для керамики это идеальная форма, — рассказывает Виктория. — Но вышла она у меня случайно. Очень уж мне хотелось, чтобы поросенок получился веселый и шаловливый. Эта фигурка — одна из моих первых работ. Кстати, пару таких поросят купил у меня в конце 2006 года бывший министр культуры Юрий Богуцкий. Он коллекционирует керамику…

На весь наш огромный Харьков едва ли найдется десять человек, которые могут назвать себя мастерами керамики. Привычка к признанию притупляет желание постоянно совершенствоваться. Скучающая творческая интеллигенция у Вечного огня равнодушно взирает на проходящих мимо редких покупателей. А возле столика Виктории — уже новые любопытствующие. Людей обмануть трудно — они выбирают то, в чем заключена душа, даже если это маленький керамический поросенок. И я знала, что вернусь сюда снова. А купленный сегодня подарок непременно обрадует близкого мне человека.

Оксана Сенькина 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters