Ноябрьские тезисы
Четыре года назад, 22 ноября 2004-го, Центральная избирательная комиссия огласила предварительные результаты второго тура украинских президентских выборов, состоявшегося днем раньше.
Новоизбранным президентом был объявлен Виктор Янукович. А на Майдане Незалежности в Киеве уже стояли палатки и сцена, с которой вожди объединенной оппозиции провозгласили победителем своего лидера Виктора Ющенко. Так началась «оранжевая» революция.
Спустя четыре года, несмотря на то, что у власти находятся политики, получившие ее благодаря тем событиям, флаги в этот день будут приспущены, телевидение не покажет развлекательных программ и футбольных матчей — в стране День скорби. Нет, не по «оранжевой» революции, а по жертвам Голодомора, которых власть еще разок цинично использовала. На этот раз не для того, чтобы собачиться с российской властью, упершейся в собственную трактовку обеих годовщин, а чтобы размахом скорби замылить праздник, который уже не радует.
«Меньше пяти лет спустя…»
Будем объективны: праздновать нечего. А из того, что имеет смысл вспомнить, многим остались лишь тогдашние ощущения. На мой взгляд, лучше всего их передать может цитата из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» несравненного Хантера Томпсона, имевшего в виду, правда, более достойную такого отзыва эпоху — конец 60-х прошлого столетия: «Безумие творилось во всех направлениях, каждый час… Это было всеобщее фантастическое ощущение, что все, что мы делаем, правильно, и мы побеждаем…
И это, я полагаю, и есть та самая фишка — чувство неизбежной победы над силами Старых и Злых. Ни в каком-либо военном или политическом смысле нам это было не нужно. Наша энергия просто преобладала. И было бессмысленно сражаться — на нашей стороне или на их. Мы поймали тот волшебный миг: мы мчались на гребне прекрасной и высокой волны…
И сейчас, меньше пяти лет спустя, можешь подняться на крутой холм в Лас-Вегасе и посмотреть на Запад, и если у тебя все в порядке с глазами, то ты почти разглядишь уровень полной воды — ту точку, где волна, в конце концов, разбивается и откатывается назад».
Вот так. «Меньше пяти лет спустя…». Если у тебя все в порядке с глазами, все равно сложно разглядеть ту точку, в которой разбивается и откатывается назад волна любой из «цветных революций» уходящего десятилетия. Заметнее нижний уровень, на котором она плещется в настоящее время. Сербия, покорно проглотившая признание кучей стран независимости Косово. Киргизия, так и оставшаяся одной из беднейших на материке, погрязшая в череде конституционных реформ, за которой не стоит ничего, кроме простой аксиомы: правящий клан пришел надолго. Грузия с ее милитарно-националистической истерией и разгоном оппозиционных демонстраций газом и водометами. Украина, в конце концов…
Что в результате?
Итоги нашей революции противоречивы. Если взять несколько среднестатистических революционных вождей и отыскать их в кинохронике четырехлетней давности, то можно легко убедиться, что в настоящее время они стали шире в полтора-два раза. А значит, революция не только победила, но и достигла значительных успехов. С другой стороны, и контрреволюционные вожди не стали тоньше, независимо от того, ведем ли мы речь об их талиях или бумажниках.
А главное, и к тем, и к другим вполне применим афоризм времен французской революции. Той самой, которую, чтобы не путать с обозначаемыми тем же словом событиями вроде наших четырехлетней давности, еще называют Великой. Так вот, в те времена кто-то остроумно подметил о контрреволюционерах-эмигрантах: «Они ничего не забыли и ничему не научились». О наших можно сказать то же самое вне зависимости от политического лагеря. А еще добавить: ничего не поняли.
Четыре года назад бросалась в глаза растерянность командиров Майдана перед огромной толпой, вышедшей на улицы по их призыву. Некоторые потом открыто признавались, что не ожидали подобного масштаба. Потом самые недалекие решили, что все это — в поддержку их идей, самые самовлюбленные — что в поддержку их персон, а самые ушлые быстренько прикинули, что с этого можно поиметь. Но не поняли ни первые, ни вторые, ни третьи. Иначе не стали бы потом в борьбе за власть выгонять на улицы проплаченные массовки и потихоньку перенимать методы предыдущей власти. Результат очевиден и не заставит себя ждать.
Тогдашние контрреволюционеры сделали выводы из своего поражения в духе прапорщика из анекдота. Там незадачливый вояка состязался с обезьяной в умении добыть аппетитный плод, сотрясая дерево. После некоторых размышлений обезьяна подобрала палку, которой и сбила плод. Прапорщик же решил, что «трясти сильнее надо было».
Кондовые ролики, согнанные начальством митинги, готовность идти ради власти на любые компромиссы, кроме тех, которые вредят собственному бизнесу. Все это сопровождается популистским кликушеством весьма низкого пошиба и непробиваемыми аргументами для самооправдания типа «у нас же не было трехсот голосов, вот мы и не сделали того, что обещали, но нам пока и так хорошо, а вы все равно никуда не денетесь». Такие и в оппозиции плохи, и во власти не нужны.
А если вдруг вздумаете отмечать четвертую годовщину Майдана, выпейте за того прапорщика из анекдота. Не так уж был он неправ кое в чем.
Обещанного… не ждут?
Известная рекомендация считать цыплят по осени в практическом приложении к нашей политике не работает. Ибо конечные результаты работы первых лиц страны настолько далеки от их предвыборных обещаний, что и сравнивать как-то эти вещи уже неуместно. Глядя на пожелтевшие уже предвыборные буклеты, испытываешь то же смешанное чувство ностальгии, тоски по далеким и наивным временам, которое возникает, когда отдираешь старые обои и видишь под ними рыжие газеты с фотографиями космонавтов, генсеков да карикатурами Кукрыниксов. Ностальгия, впрочем, не самое плохое чувство. Особенно если это ностальгия по той стране, в которой так и не довелось пожить…
Выдержки из предвыборной программы В. Ф. Януковича «Працююча країна — надійне майбутнє!»:
«Заробітна плата зросте у 2–2,5 рази, мінімальна заробітна плата досягне прожиткового мінімуму. Купівельна спроможність буде захищена сильною гривнею»;
«Реалізуємо широкомасштабну програму будівництва соціального житла i надання державної підтримки молодим сім’ям у спорудженні та придбанні житла»;
«Розширимо конкуренцію на ринку комунальних послуг, покращимо якість та не допустимо завищення їх вартості»;
«Права вкладників банків будуть надійно захищатися. Кредити на будівництво житла та придбання таких предметів довгострокового користування, як автомобілі, меблі, побутова техніка стануть доступними для населення»;
«Послідовно утверджуватимемо державний статус української мови».
Выдержки из предвыборной программы В. А. Ющенко «10 кроків назустріч людям»:
«Зняти всі перешкоди для тих, хто хоче відкрити власну справу, сприяти їх власній ініціативі… Залучити в економіку України інвестицій у 10 разів більше, ніж сьогодні — це нові робочі місця, нові технології»;
«Протягом року повернути людям борги із зарплати. Відновити зруйновану систему охорони здоров’я — в кожному місті та селі. Забезпечити кожному громадянину гарантований перелік безоплатних медичних послуг;
«Очистити податкові органи від корумпованих чиновників, підвищити зарплату чесним професіоналам. Ліквідувати податкову міліцію — в цьому каральному органі не буде потреби»;
«Змусити олігархів справно сплачувати всі податки… Олігархи заплатять справжню ціну за підприємства, що «прихватизуються» за безцінь — мільярди гривень підуть на виплату заощаджень пограбованих громадян»;
«Кожен чиновник підпише «Кодекс честі державного службовця» — і неухильно його дотримуватиметься. Провести справжню політичну реформу — кожен відчує, що влада працює для громадян, і працює ефективно».
Комментарии:
Интересно какой из тезисов выполнил Ющенко?
Революции задумывают философы,осущствляют романтики,результатами пользуютс подлецы.Статья класс!