Феникс с профилем Пушкина. Харьковскому академическому театру русской драмы — 75

Феникс с профилем Пушкина. Харьковскому академическому театру русской драмы — 75

Тогда покончили с собой писатель Микола Хвильовий и нарком просвещения УССР Николай Скрыпник. В этом году был заново открыт университет и появился русский драматический театр. Семнадцатого ноября Харьковскому академическому театру имени А. С. Пушкина исполняется 75 лет.

Исторический парадокс: как ни странно, но в Харькове русский театр начался с украинской драмы. Точнее, со здания, где сейчас находится театр имени Т. Г. Шевченко. В 1841-м его построили русские купцы для многочисленных актерских трупп, которые гастролировали в губернском городе. Так что на самом деле русскому театральному делу в Харькове не 75 лет, а более 150.

— Был такой великий трагик — Баграм Папазян, который играл весь шекспировский репертуар, — рассказывает художественный руководитель театра Пушкина Александр Барсегян. — Ему сказали: «Если хочешь почувствовать, как дальше тебе жить, начни свое гастрольное турне и вообще свою жизнь с Харькова. Если ты здесь пройдешь, тогда Российская империя перед тобой открыта».

Двадцать пять лет выживания

К созданию в Харькове русской драмы советское правительство подходило серьезно: выделили помещение в ДК «Пищевик» (потом его занял театр музкомедии), направили в столицу Украины признанных режиссеров — Николая Петунова и Николая Синельникова. В те годы у театра было даже свое издательство.

Многострадальное здание, которое сгорело и было отстроено, изначально было клубом Печатников. Харьковские театралы так и говорили по привычке: «Мы идем в клуб Печатников», что значило «идем в театр». Все изменилось в 1974-м году, когда случился злосчастный пожар.

— Я 33 года руковожу театром как художественный руководитель. Но из этих 33 лет 25 были отданы выживанию, — говорит Александр Барсегян. — Когда случился пожар, все это было настолько незначительно, настолько исправимо в течение двух-трех лет (а тогда власть имела и деньги, и возможности, только желания у нее не было). Да, нам обещали каждые три года: скоро, скоро, скоро…

Теперь главный режиссер не устает повторять, что у театра есть две даты: 17 ноября 1933-го, когда он был создан, и 10 октября 2003-го, когда он в буквальном смысле возродился из пепла.

Пушкинский бал

Семидесятипятилетний юбилей театра праздновать надо: соответствующее решение этой весной приняла Верховная Рада Украины. Кроме того, 17-го ноября в Харькове появился еще один народный артист — актер Анатолий Кубанцев, и трое заслуженных: Александр Дербас, Николай Воротняк и Александр Вирченко. Но несмотря на официозность и торжественность мероприятия, пушкинцы в первую очередь думали не столько о чиновниках с их грамотами и благодарностями, сколько о зрителях — чтобы им было на что посмотреть. У входа гостей встречали скоморохи — русские актеры Средневековья, а затем все оказались на пушкинском балу. В нем участвовали персонажи различных спектаклей с лучшими монологами и, естественно, сам Пушкин.

— В 1949-м году, когда отмечали 150 лет со дня рождения Пушкина, имя великого русского поэта присвоили нашему театру, — рассказывает главный режиссер. — И с тех пор его эмблемой является Пушкин, который как бы сверху глядит на все, что мы делаем. Ставим ли мы Булгакова или Чехова, ставим мы Островского или Рэя Куни, все равно мы смотрим, как Пушкин.

«Женитьба» состоится в январе

Юбилейный сезон в театре русской драмы не будет кардинально отличаться от других. Двадцать четыре спектакля пушкинцы отыграют в ноябре и двадцать пять — в декабре. «Все они — наша юбилейная программа, потому что у нас нет «лучших» или «худших», — объясняет Александр Барсегян. «Мастер и Маргарита», например, идет на сцене уже двадцать лет, но билеты на этот спектакль все равно расходятся с ошеломляющей быстротой. Впрочем, и без премьер не обойдется. Так, на январь в театре Пушкина запланирована «Женитьба». В постановке гоголевской пьесы главные роли будут играть артисты, которым едва за 20 (это третье актерское поколение — выпускники Харьковского университета искусств).

Ценителям английской драматургии главный режиссер советует не пропустить спектакль «Опасный поворот». Пьеса Пристли — о том, как мы ведем себя в обществе и как о нем думаем. И, наконец, впервые пушкинцы обращаются к Максиму Горькому.

— В пьесе «Дети солнца» — великолепные актерские работы, — объясняет свой выбор Александр Барсегян. — У Горького — вечная тема: люди заняты всем, чем хотите, только не ближними, не семьей.

Татьяна Винокурова 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters