Последний гетман
К 90-ЛЕТИЮ ГИБЕЛИ УКРАИНСКОЙ ДЕРЖАВЫ
Судьба этого генерал-лейтенанта русской императорской армии, георгиевского кавалера трагична и необыкновенна. Его не понимали и ругали, неприятие его дел как слева, так и справа переросло в травлю. Белые считали его предателем, красные – немецкой марионеткой, украинские националисты – слишком правым. Четырнадцатого декабря 1918 года гетман Украинской державы Павел Петрович Скоропадский бежал в Берлин - никто не хотел его поддерживать и воевать за него.
Путь воина
Род Скоропадских был широко известен в Украине. Иван Скоропадский был избран гетманом Украины в ноябре 1708 года и на протяжении 14 лет сохранял гетманскую булаву. А его родной брат Василий и был прапрапрадедом будущего гетмана Украины. Все поколения Скоропадских честно служили в русской армии, избирались предводителями дворянства, были умелыми и рачительными хозяевами. Им принадлежали крупные имения до 7 000 десятин земли, 8 заводов, дававших огромный доход, была недвижимость и в Европе.
Отец будущего гетмана - Петр Скоропадский - закончил службу полковником, отличился в Кавказской войне, был награжден золотым оружием. Вот в такой семье 3 мая 1873 года родился Павел Петрович Скоропадский. Он был шестым ребенком и третьим мальчиком в большой и дружной семье. Первые 10 лет получал домашнее воспитание в родовой усадьбе. Дальше - учеба в самом привилегированном учебном заведении империи - Пажеском корпусе. После выпуска в 1893-м году корнетом началась обычная офицерская служба, дворцовые караулы и придворные балы. Молодой офицер считал необходимым для завершения образования совершить большое путешествие по Европе. Маршрут турне юного Скоропадского впечатляет: Германия, Англия, Голландия, Швейцария, Италия, Франция, Греция и Турция. Вернувшись в полк, он командует эскадроном, служит полковым адъютантом. Вскоре грянула Русско-Японская война. Гвардия в Маньчжурию не направлялась - можно было отсидеться в столице. Но десятки русских офицеров гвардии писали рапорты и уходили добровольцами на войну. Среди них - Врангель, Унгерн, Корнилов, Колчак. В их рядах был и Скоропадский. Воевал он командиром сотни 1-го Читинского полка Забайкальского казачьего войска, был награжден золотым оружием, орденами, и в декабре 1905-го, в 32 года, был произведен в полковники и назначен флигель-адъютантом Его Императорского Величества. Вскоре он стал командиром второго по значению гвардейского полка - Конной гвардии.
Была и другая, теневая сторона жизни блестящего гвардейского офицера. Ряд исследователей пишет, что перед Первой мировой войной Скоропадский вошел в военную масонскую ложу. Среди ее членов называют такие известные имена, как генерал М. В. Алексеев и генерал П. Крымов.
В Первой мировой генерал Скоропадский прошел через все сражения, за спинами своих кавалеристов не прятался, лично водил полки в конную атаку. Его подвиги были отмечены орденом Святого Георгия 4-й степени и другими наградами (по статусу, ордена Святого Георгия носились постоянно, поэтому на всех сохранившихся снимках Скоропадский стоит с этим орденом на груди). Талантливому военачальнику доверяют сначала гвардейскую бригаду, затем кавалерийскую дивизию, а вскоре и 5-й армейский корпус.
После Февральской революции его назначают командиром 34-го армейского корпуса, большинство солдат которого было призвано из Малороссии. И уже на первом митинге бывший царский генерал неожиданно для солдат заговорил с ними на их родном, украинском языке… Постепенно, в результате деятельности П. П. Скоропадского, корпус стал самой боеспособной единицей Юго-Западного фронта. Именно тогда зародилась неприязнь между ним и будущими вождями Белого дела - генералами Деникиным и Марковым.
В октябре 1917-го в Чигирине собралась Верховная Рада возрождающегося запорожского казачества. Две тысячи делегатов единодушно вручили гетманскую булаву Скоропадскому.
Возвращение гетмана
Дальше события развивались стремительно и трагично. Октябрь, Центральная Рада, успешные бои с большевиками и неожиданная отставка с поста командира корпуса 29 декабря 1917 года. Социалистические лидеры Центральной Рады убрали, прямо говоря, уж очень быстро набиравшего политический вес боевого генерала, возможного соперника в борьбе за власть. Зачем "демократам" умелые профессионалы? Такие мешают своим молчанием и своими делами любимому делу "демократов" - краснобайству.
Скоропадскому пришлось перейти на нелегальное положение. Нам, живущим через 90 лет после этих событий, трудно себе представить, что чувствовал представитель военной и политической элиты императорской России, вдруг оказавшись изгоем. И что чувствовал представитель древнего украинского рода, избранный гетманом запорожского казачества, столкнувшись с предательством украинских политических сил.
В 1918-м году на Брестских переговорах Германия и Австро-Венгрия признали независимость Украины и Центральную Раду в качестве ее представителя. И уже 1 марта 1918 года в Киев вступил 1-й немецкий батальон. Что немцы хотели от Центральной Рады? Одного - хлеба, 60 млн. пудов хлеба. Могла ли Центральная Рада во главе с историком Грушевским, писателем Винниченко, журналистом Петлюрой, студентом Голубовичем навести порядок в Украине и организовать нормальную экономическую жизнь на рыночных основаниях? Вопрос риторический…
К концу апреля немцы разобрались с ситуацией. У них был выбор: ввести режим прямой оккупации или попытаться опереться на любую политическую силу, способную навести порядок.
Генерал Гренер, начальник штаба немецких войск, прямо заявил на тайной встрече Скоропадскому: "Если в самое ближайшее время не появится сильное правительство, способное выполнять международные обязательства, Германия будет вынуждена объявить Украину оккупированной страной. И силой оружия начнет изымать необходимые сырьевые и продовольственные ресурсы".
Фактически Скоропадский был поставлен перед ультиматумом: или он берет власть, или власть берут немцы. Вспоминая об этом, Скоропадский писал: "Я все больше убеждался, что если я не сделаю переворота теперь, у меня будет всегда сознание, что я человек, который ради своего собственного спокойствия упустил возможность спасти страну, что я трусливый и безвольный человек. Я не сомневался в полезности переворота". Это рассуждение военного, а не политика. Военного, для которого честь и отчизна - не пустой звук. И ради них он готов пойти на любые жертвы.
Но был ли готов боевой генерал-лейтенант к государственной деятельности? И да, и нет. И больше нет!
Гетман на час
Ему много удалось сделать за 7,5 месяцев жизни Украинской державы. Он открывал украинские университеты, гимназии, библиотеки, создал украинскую академию наук, добился признания Украины рядом европейских государств, сумел создать первичные государственные структуры. Но еще большего ему не удалось: он не смог добиться поддержки украинским народом своей политики; страна полыхала в огне крестьянских восстаний, разбой и грабеж стали нормой жизни на селе, немцы совершенно игнорировали гетмана, грабя и разоряя Украину; визит Скоропадского к германскому императору Вильгельму сделал его врагом и "белых" генералов, и Антанты, и левых украинских партий; он не смог преодолеть немецкое сопротивление и создать нормальную армию.
В октябре 1918 г. рухнула Австро-Венгрия, в ноябре - Германия. И гетман остался один-одинешенек. Он стал метаться. То горячо отстаивает "самостийность", то издает декрет о федерации с Россией. Это приводит к тому, что от него стали отворачиваться. Что происходит с точки зрения психологии? Мечущаяся украинская душа вступила в непримиримый конфликт с системой воспитания русского офицера. У него вырываются неожиданные признания: "как бывший флигель-адъютант я не могу быть щирым украинцем", "мы все русские люди".
Результатом этих метаний стала подготовленное украинскими националистами во главе с Петлюрой и Винниченко восстание против гетмана. На сторону восставших стали переходить военные части, начали перебегать бывшие соратники гетмана. Не большевики из Москвы, а сами украинцы разрушили державу гетмана Скоропадского, открыв тем самым дорогу к будущей победе большевиков. Кстати, историки утверждают, что Петлюра был не только головным атаманом, но и по совместительству Великим магистром ложи Святого Андрея (Великой ложи Украины), т.е. был масоном высоких степеней посвящения.
И в этом жестокий, и, увы, невыученный урок истории. Разногласия, переходящие в ожесточенную борьбу всех против всех, приводят только к поражению. К победе есть только одна дорога - это единство.
В заключение хочется привести последние слова из обращения гетмана Скоропадского: "Я, гетман всей Украины, в течение 7,5 месяцев прилагал все силы, чтобы вывести край из того тяжелого положения, в котором он пребывает. Бог не дал мне силы справиться с этим заданием, и ныне я, в соответствии со сложившимися обстоятельствами, руководствуясь исключительно благом Украины, отказываюсь от власти".
И в этом тоже урок - "руководствуясь исключительно благом Украины". Не мешало бы некоторым современным политикам перечитать воспоминания Скоропадского.
Жизнь гетмана закончилась трагично. После 27 лет эмиграции, 26 апреля 1945 года 68-летний гетман попал под бомбежку английской авиации в Баварии, и на следующий день умер в госпитале.