Когда городские дороги приведут в порядок?
Дорожные работы не терпят суеты — настаивает заместитель директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского городского совета Геннадий Кунда. Чтобы изменить ситуацию, нужно время и новая схема движения. Автолюбители согласны ждать год от силы, в Департаменте считают такие претензии надругательством над здравым смыслом. Тем временем по городу снуют машины с красными лентами — символы большевистского единства сплотили владельцев легковой роскоши под лозунгом «Добкин, давай дороги!»
В объезд центра
Как рассказал нашему изданию Геннадий Кунда, привести в порядок харьковские транспортные магистрали — задача почти хирургической сложности. Несмотря на босяцкий вид дорожных строителей, они заняты чуть ли не цирковыми трюками — попробуйте подковать лошадь на полном скаку, тогда поймете, что за штука эти дороги и насколько они требовательны. Такова суть мыслей Геннадия Кунды, когда он рассказывает о своем ведомстве. По его мнению, осуществить желаемую реконструкцию возможно только при изменении схемы движения в городе на радиально-кольцевую, вместо существующей радиальной. Может наши дороги и ведут, как все прочие, в Рим, но путь этот так или иначе лежит через центр. Радиально-кольцевая схема, разработанная специалистами института «Харьковпроект», позволит пустить транспортные потоки в объезд центра, даст возможность перекрыть важные участки и спокойно довести их, как говорится, до ума. Без новых пробивок, развилок и виадуков, предусмотренных проектом, остановить движение на этих, самых поврежденных участках, равносильно катастрофе — город просто-напросто будет парализован. Эти отрезки потому и повреждены больше всего, что испытывают самые максимальные нагрузки — старая инфраструктура была рассчитана на совсем другое количество транспортных средств.
Приходится клянчить у Минфина
Дорожное хозяйство Харькова огромное, — то ли печалится, то ли кокетничает Геннадий Кунда. Полторы тысячи километров, или 13 миллионов квадратных метров местных и районных дорог, 79% из которых — дороги с твердым покрытием. Плюс внутриквартальные, находящиеся на балансе девяти ДЭПов и КП «Дорремстрой». Плюс 55 мостов. Большая часть этого коммунистического наследия лет 30 валялась, как попало приклеенная к земле, без надлежащего ухода. Геннадий Кунда подозрительно часто повторяет фразу: «тридцать лет дороги приходили в негодность», — не хочет ли он сказать, что столько же потребуется на их восстановление? Как чиновнику ему такое и в страшном сне не приснится, но он готов напомнить, что климат у нас с резкими перепадами температур, к тому же глинистый грунт и коммуникации, проходящие где им заблагорассудится, прямо под проезжей частью. Словом, хуже только Беломорканал.
Деньги, на которые производится ремонт и реконструкция дорог, — это налоги, которые мы платим. Дорожный сбор можно не брать в расчет, большая его часть уходит в государственную казну; в целом он представляет внушительную сумму, около 30 миллионов в год (от 1,50 до 3250 грн с каждого транспортного средства в зависимости от объема двигателя), но городу остается столько, что не хватает даже на уборку улиц… Так вот, сначала Управление финансов и бюджета планирует, исходя из показателей прошлого года, будущий бюджет. При этом специфика инфляционных, коррупционных и других процессов, характерных для города, в расчет не берется. Потом рекомендованный бюджет рассматривается на сессии горсовета. Да, конечно, — говорит Геннадий Кунда, — Харьков имеет значение для страны. Неоценимое стратегическое значение — когда на носу очередной подсчет голосов. Все остальное время приходится вояжировать в Киев и доказывать, что Харьков в чем-то нуждается, но о нас даже слышать не хотят.
Приходится клянчить разрешения Минфина на кредиты. В этом году городская власть планирует взять в долг 241 миллион на реконструкцию дорог. Освоить эти средства получится не быстрее чем за 2 года, поскольку реконструкция вообще довольно длительное, трудоемкое мероприятие, в отличие от текущего ремонта. Подрядчики должны отбираться на тендерной основе с учетом их технических возможностей, сроков, качества работы, опыта и отзывов заказчиков. Должен быть согласован и утвержден проект, и только после этого можно приступать к реконструкции таких улиц, как Пушкинская и Веснина. Те, кто заявляет о том, что весь Харьков можно подвергнуть реконструкции и завершить ее за год (было бы 10 миллиардов) — или безответственные дилетанты, или провокаторы. Освоить даже 100 миллионов — а это 15 улиц — город не в состоянии сразу, для этого ему придется на время ремонтов пересесть на велосипед…
Уже не городские, еще не государственные
Последнее, по всей видимости, относится к участникам сидячей акции «Добкин, давай дороги!». Ее организатор, лидер гражданского объединения «Харьков — сильный регион» Александр Протас уверен, что «народ у нас мудрый» и «сам во всем разберется». Народ действительно желает во всем разобраться, однако говорить о мудрости применительно к массам как-то диалектически не вполне корректно. Мудрость не бывает оглушительной. Мудрость не идет на поводу у кумиров, ее нельзя привить, внушить или заказать, и врожденной она не бывает. Никому не придет в голову назвать диарею следствием мудрости двенадцатиперстной кишки. Наша общественная инициатива криклива, неполноценна в силу своей тщетной обильности. Она, перефразируя Уиндема Льюиса, кажется вечным слабительным, памятником рекордному поносу.
Мы умеем требовать, но не знаем, что с этими требованиями делать. Например, множество нареканий слышно в адрес Мерефянского и Змиевского шоссе, то есть дорог совмещенного значения. По распоряжению правительства еще Виктора Януковича эти дороги должны были быть переданы в государственную собственность. Со стороны Департамента строительства и дорожного хозяйства соответствующие акты подписаны и в ноябре прошлого года переданы в Киев. Оттуда и по сей день ни ответа, ни привета. По сей день дороги фактически ничьи — уже не городские, еще не государственные. У Харькова нет 30 миллионов на ремонт Мерефянского шоссе, у нынешнего Кабмина нет желания взять на себя часть расходов. Мудрый народ кипятится, требует вздернуть Добкина на рее.
Геннадий Кунда уверяет, что дороги у нас будут. Как в Западной Европе — ровные, широкие, скучные. О европейских автобанах мы уже сейчас говорим, словно о покойнике — либо ничего, либо хорошо. Ездить по ним тоскливо, как лежать в гипсе. То ли дело — наши! В них сконцентрированы достоинства Диснейленда, скалолазания, военно-патриотической игры «Зарница» и Музея беспредметного искусства. Проезд по улице Механизаторской освежает в памяти легендарный переход Суворова через Альпы, а участок возле Школы милиции — пляски в Вальпургиеву ночь. Толкуя о планах и сметах, демонстрируя бумаги с печатями, Геннадий Кунда настроен очень даже по-стахановски, правда, за кадром почему-то рекомендует продать машину и передвигаться пешком…
Комментарии:
Афтар ведет себя очень осторожно, сначало долго целится, примеряется, а потом как лизнет в начальственное место и опять целится...
не благодарные мы, не понимаем в каком уникальном городе живем. ну где еще такой климат не устойчивый, и грунты такие глиняные, и дороги не так расположены, и машин уж очень много - вобщем надо дороги в какой нибудь новый жилкомсервис передать и тогда у нас будед все ну просто замечательно, хотя бы на бумаге.
Классссс... Афтар как всегда на высоте. А вот если мудрость не сравнивать с поносом? Ну если постараться!!! Мож чего и выйдет
Мы будем строить и реконструировать дороги!