Экс-мэр Нью-Йорка — в Украине
В боксерском мире, как известно, Виталия Кличко называют Доктор. А в мире политическом он готовится взять на себя роль ученика. Недостаточно опытный (не называть же Кличко слабым) игрок обратился за помощью к именитому тренеру — бывшему мэру Нью-Йорка Рудольфу Джулиани, который прославился на весь мир своими отважными действиями во время событий 11 сентября. На этой неделе он прибыл в украинскую столицу.
Итак, один из самых успешных градоначальников за всю историю мегаполиса согласился стать советником кандидата в мэры Киева. Сейчас он возглавляет консалтинговую компанию «Джулиани партнерс», услугами которой решил воспользоваться Виталий Кличко. Кто этот гуру муниципалитета и чему у него могут научиться отечественные коллеги: как будущие, так и настоящие?
Если в спорте приглашение тренеров из-за рубежа местными фанами воспринимается почти как должное, то с политикой сложнее. Что, мол, будет делать у нас иностранный консультант, не понять ему славянской души. Кстати, о братьях-славянах: в прошлом году радиостанция «Эхо Москвы» задала вопрос своим слушателям: хотели бы вы, чтобы человек, подобный Джулиани, занимал бы пост президента Российской Федерации? 87,3% проголосовавших ответили «да».
Неблагодарное это дело — сравнивать ученика и учителя. Но все же. В активе Виталия Кличко — одно поражение в предвыборной гонке. Ничего, его нынешний консультант Рудольф Джулиани стал мэром со второго раза. Зато крепко засел в кресле градоначальника: с 1993 по 2001 год (на его долю выпала и трагедия 11 сентября). На этом, собственно, заканчивается сходство и начинаются отличия. В «предмэрском» прошлом Джулиани — солидный опыт борьбы с преступностью. Поэтому в предвыборную гонку он вступал не только с универсальным для политика слоганом «улучшения качества жизни», но и с конкретными обещаниями: очистить город от криминала.
Компьютер будет управлять городом?
Консультации для Кличко будут «по вопросам реформирования правительства» столицы. По словам кандидата, специалисты бывшего нью-йоркского мэра помогут Киеву «инновационными технологиями разрешения дорожно-транспортных проблем, обновлением инженерных коммуникаций, улучшением систем управления городом». В частности, подарком нью-йоркского Санта-Клауса может стать разработка автоматизированной системы муниципального управления, аналогичной «КомпСтат».
«КомпСтат» (от англ. Computer Statistics) — программа, которая в 1996 году была признана лучшим нововведением в области госуправления. В определенных точках города установлены камеры наблюдения. Районные начальники полиции несут ответственность за точность докладов. Система отслеживает все совершенные преступления, анализирует, а потом выдает беспристрастную статистику и карту криминального Нью-Йорка. Таким образом, копы знают, на каких районах им нужно сосредоточить внимание в ближайшее время.
«Теория разбитых окон»
В интервью украинским СМИ политик методично повторяет: для привлечения иностранных инвестиций сначала надо побороть коррупцию. Очень новая мысль. Хотя в свое время, когда Джулиани еще был федеральным прокурором, он прославился как борец с почти всесильной нью-йоркской мафией. В историю вошли его «дело комиссии» (против руководителей сообщества пяти крупнейших кланов), «дело бюро» (против группы коррумпированных чиновников) и другие. Этот послужной список сыграл ему на руку во время избирательной кампании. Правда, обосновавшись в кресле мэра, Джулиани направил свой карающий меч не на высшие эшелоны власти и бизнеса, а на мелких преступников.
В управлении городом Рудольф Джулиани руководствовался теорией «разбитых окон». Смысл метафоры: если не обратить внимание на разбитые окна, преступники постепенно разрушат все здание. Поэтому ни в коем случае нельзя потакать мелким правонарушителям, дабы не ощутили они свою безнаказанность и не «подняли планку» до более тяжких преступлений. Это так называемая «нулевая терпимость». Результат, тем не менее, был довольно ощутимый: преступность снизилась на 50–67%.
Жесткий или жестокий?
Рудольфу Джулиани удалось сделать Нью-Йорк привлекательным для инвесторов, туристов и самих жителей мегаполиса. Когда он пришел к власти, дефицит городского бюджета был 2,4 миллиарда долларов, когда ушел — оставил многомиллиардный профицит. При нем были проведены значительные работы по благоустройству города, очищен от мусора ряд общественных мест, появились новые парки. Из масштабных транспортных проектов — строительство тоннеля под рекой Гудзон. Средства на облагораживание города появились за счет крупной приватизационной программы. Кстати, как пишет «Российская газета», противники подозревают Виталия Кличко в том, что он может инициировать большой передел столичной недвижимости.
Одни и те же действия интерпретируются с абсолютно противоположных точек зрения. Так было и с Джулиани. Например, такой факт: при нем сократилась безработица, а на улицах практически не осталось бомжей. Но по способу исполнения — это знакомая еще с советских времен борьба с тунеядством. Бездомным запретили спать на улице, чтобы они нашли работу. За опоздание на час человека исключали из ночлежки на 90 дней.
«Лидерство»
Противники Джулиани обвиняют его в создании полицейской державы. Правозащитники указывают на беспредел сотрудников полиции. Мэр ополчался не только на преступников, но и на мойщиков машин, рисовальщиков граффити и «аморальные», по его мнению, формы искусства в государственных музеях.
Станет ли среднестатистический киевлянин жить лучше, если где-нибудь на Троещине установят камеры наблюдения? Может, на уровне районов в компьютер действительно будут вноситься все преступления. А на более высоком? Зато успокаивающие сводки для населения обеспечены. А так… стоит ли беспокоиться о сохранности окон в доме, который нуждается в капитальном ремонте? Мексиканский журналист Эдгар Гонсалес Руис пишет, что к многомиллионным мошенническим сделкам Джулиани не применял правила «нулевой терпимости». Кроме того, мэр считал своей заслугой, что бюджетные расходы на социальные программы сократились. И думать не хочется, что произойдет в случае внедрения такой «реформы» в украинских городах.
А чему стоит учиться у Джулиани, так это менеджменту. Он даже своим мемуарам дал скромное название — «Лидерство». И что еще важно — прямота и благородство по отношению к сопернику. По мнению американского политолога Сьюзен Макмэнес, во время президентской кампании Джулиани ни разу не использовал так называемую «грязную тактику». Вот этому тоже стоило бы поучиться украинским политикам.